Тамара Леонидовна
Member
- 14 Июл 2022
- 116
- 0
Название: Уроки музыки. Система обучения К. Орфа.
Скачать
Автор: Тютюнникова Татьяна Эдуардовна
Издательство: Астрель, АСТ, г. Москва
Год издания: 2000
Скачать
В книге «Уроки музыки. Система обучения К. Орфа» автор размышляет, полемизирует, сомневается, но убедительно и интересно обосновывает активный подход к обучению музыке в 1-4 классах общеобразовательной школы. Главные его принципы - деятельность и творчество - помогают превратить урок в увлекательную музыкально-эстетическую игру, в которой есть место каждому ребенку.
Книга содержит материал для музицирования, а также советы и методические рекомендации опытного педагога-практика.
Она адресована учителям музыки, музыкальным руководителям, преподавателям сольфеджио, методистам, а также всем, кто интересуется вопросами творческого обучения.
Ведение
Зачем нужна ребенку музыка? Стран-
ный на первый взгляд вопрос, ответ на
который с готовностью дадуг не только
педагоги, но и родители. Естественно,
скажут они, мы хотим видеть свойх де-
тей духовно богатыми людьми. У нас по
давней традиции принято видеть в эсте-
тическом воспитании «средство форми-
рования разносторонне развитой, гармо-
ничной личности». Иногда еще добавля-
ют «целостной». Но что стоит за этим
привычным заклинанием, которое пре-
вратилось в словесный штамп, трафа-
рет? Простого и понятного объяснения
мне найти не удалось. Интуитивное пред-
ставление есть, конечно, у всех, но у каж-
дого оно свое. А научные толкования
сголь громоздки и сложны, что сами их
авторы едва. ли в двух предложениях су-
меют объяснить обыкновенному педагогу
и родителю. какой результат должен по-
лучиться в конце этого самого «процесса
формирования гармоничной личности».
Сегодняшнее положенис детской му-
зыкальной педагогики в свете вышеска-
занного напоминает мне ситуацию рус-
ской народной сказки «пойди туда, не
знаю куда...». Но, как и в сказке, находят-
ся отчаянные, талантливые и творческие
смельчаки, которые идут и находят не-
что удивительное. Их успех объясняется
необыкновенной чуткостью к интересам
и потребностям ребят. Дети в благодар-
ность за это распахивают им свои сердиа,
превращаясь в эльфов, понимающих
язык ветра и цветов, умеющих видеть му-
зыку и танцевать стихи. Такие кудесники
несут в педагогическую практику свой
волшебный опыг, и каждый родитель в
глубине души хотел бы отдать к ним сво-
его ребенка.
Посвящается оц сыновьям
Что же делать остальным педагогам,
которые хотят что-то изменить в своем
преподавании, увидеть его цель в дру-
гом свете, ощутить себя не «ретрансля-
тором», а генератором идей? Выход
один — нужно научиться работать по-
другому, принять другую педагогику, в
которой не ребенка приспосабливают к
методике, а методику к ребенку. По-
добная педагогика во все времена назы-
валась гуманистической, и человек в
ней — мера всех вещей. Наша автори-
тарная дидактика сегодня так неохотно
отползает в сторону, «огрызаясь» со
страниц старых методик, инструкций и
программ, что мы, педагоги, привычно
верим ей. Верим, вопреки своему серд-
цу и ребенку, который протестует ску-
чающими глазами, невниманием, ба-
ловством, а затем и откровенным пи-
низмом.
Нельзя вечером лечь спать одним
человеком, а утром встать другим, не-
возможно одним директивным указом
старое заменить на новое. По всем зако-
нам новое может входить в нашу
жизнь, лишь постепенно трансформи-
руя сознание. Многократно заклеймен-
ная, авторитарная педагогика не боится
пустых декларации. Она отступит толь-
ко перед действиями педагогов, кото-
рые ежеминутно в своей работе будут
делать реальный выбор между возмож-
ностью «встать сверху» и необходимос-
тью быть рядом с детьми; между отто-
ченными методиками для будущих по-
слушных исполнителей чужих идей
и дорогой, полной непредсказуемых по-
воротов, — за которыми у детей возни-
кают идеи собственные. По сути
своей это не проблема методики, а про-
р
ф Введение
блема личности педагога, его осо-
знанного выбора и выхода из пле-
на бессознательного пребыва-
ния в состоянии «как все».
Эта книга обращена ко всем учите-
лям, преподавателям музыки и музы-
кальным руководителям, которые гото-
вы прочесть ее, размышляя и внутрен-
не дискутируя, пробуя, а лишь затем от-
вергая или принимая. Она обращена к
тем, кто хотел бы учить, «исходя из ре-
бенка», всегда имея в виду его интерес
к игре и творчеству, как внутренней су-
ти детского познания мира. Это кни-
га для тех, кто готов осознать
необходимость творчества
как фактор величайшей важ-
ности для дальнейшего разви-
тия детей.
Пусть творческая игра поначалу ста-
нет лишь небольшим фрагментом ва-
шего обычного урока, но увидев реак-
цию детей, вы пойдете далыше, почерп-
нув вдохновение в их сияющих глазах,
силу — в своем удовлетворении творче-
ством.
У книги — необычный жанр. Это не
просго методическое пособие, потому
что слишком много существует вопро-
сов, которые образуют скрытый фунда-
мент игровой методики, и их необходи-
мо в какой-то мере пояснить. Автора,
отваживающегося на такой шаг, ожида-
ет, как минимум, полемика с читаю-
идим, поэтому книга в чем-то публицис-
тична — свои убеждения надо отстаи-
вать. Критерием убедительности может
выступать личный опыт, широкая педа-
гогическая практика, научное обоснова-
ние. Поэтому практическая педагогика,
наука и публицистика соединились в
этой книге. В ней сделана попытка за-
тронуть вопросы, которые очень редко
задавались вслух, считались «крамоль-
ными», и дать возможные (в рамках
данной работы) ответы на них.
Скачать
Скачать
Автор: Тютюнникова Татьяна Эдуардовна
Издательство: Астрель, АСТ, г. Москва
Год издания: 2000
Скачать
В книге «Уроки музыки. Система обучения К. Орфа» автор размышляет, полемизирует, сомневается, но убедительно и интересно обосновывает активный подход к обучению музыке в 1-4 классах общеобразовательной школы. Главные его принципы - деятельность и творчество - помогают превратить урок в увлекательную музыкально-эстетическую игру, в которой есть место каждому ребенку.
Книга содержит материал для музицирования, а также советы и методические рекомендации опытного педагога-практика.
Она адресована учителям музыки, музыкальным руководителям, преподавателям сольфеджио, методистам, а также всем, кто интересуется вопросами творческого обучения.
Ведение
Зачем нужна ребенку музыка? Стран-
ный на первый взгляд вопрос, ответ на
который с готовностью дадуг не только
педагоги, но и родители. Естественно,
скажут они, мы хотим видеть свойх де-
тей духовно богатыми людьми. У нас по
давней традиции принято видеть в эсте-
тическом воспитании «средство форми-
рования разносторонне развитой, гармо-
ничной личности». Иногда еще добавля-
ют «целостной». Но что стоит за этим
привычным заклинанием, которое пре-
вратилось в словесный штамп, трафа-
рет? Простого и понятного объяснения
мне найти не удалось. Интуитивное пред-
ставление есть, конечно, у всех, но у каж-
дого оно свое. А научные толкования
сголь громоздки и сложны, что сами их
авторы едва. ли в двух предложениях су-
меют объяснить обыкновенному педагогу
и родителю. какой результат должен по-
лучиться в конце этого самого «процесса
формирования гармоничной личности».
Сегодняшнее положенис детской му-
зыкальной педагогики в свете вышеска-
занного напоминает мне ситуацию рус-
ской народной сказки «пойди туда, не
знаю куда...». Но, как и в сказке, находят-
ся отчаянные, талантливые и творческие
смельчаки, которые идут и находят не-
что удивительное. Их успех объясняется
необыкновенной чуткостью к интересам
и потребностям ребят. Дети в благодар-
ность за это распахивают им свои сердиа,
превращаясь в эльфов, понимающих
язык ветра и цветов, умеющих видеть му-
зыку и танцевать стихи. Такие кудесники
несут в педагогическую практику свой
волшебный опыг, и каждый родитель в
глубине души хотел бы отдать к ним сво-
его ребенка.
Посвящается оц сыновьям
Что же делать остальным педагогам,
которые хотят что-то изменить в своем
преподавании, увидеть его цель в дру-
гом свете, ощутить себя не «ретрансля-
тором», а генератором идей? Выход
один — нужно научиться работать по-
другому, принять другую педагогику, в
которой не ребенка приспосабливают к
методике, а методику к ребенку. По-
добная педагогика во все времена назы-
валась гуманистической, и человек в
ней — мера всех вещей. Наша автори-
тарная дидактика сегодня так неохотно
отползает в сторону, «огрызаясь» со
страниц старых методик, инструкций и
программ, что мы, педагоги, привычно
верим ей. Верим, вопреки своему серд-
цу и ребенку, который протестует ску-
чающими глазами, невниманием, ба-
ловством, а затем и откровенным пи-
низмом.
Нельзя вечером лечь спать одним
человеком, а утром встать другим, не-
возможно одним директивным указом
старое заменить на новое. По всем зако-
нам новое может входить в нашу
жизнь, лишь постепенно трансформи-
руя сознание. Многократно заклеймен-
ная, авторитарная педагогика не боится
пустых декларации. Она отступит толь-
ко перед действиями педагогов, кото-
рые ежеминутно в своей работе будут
делать реальный выбор между возмож-
ностью «встать сверху» и необходимос-
тью быть рядом с детьми; между отто-
ченными методиками для будущих по-
слушных исполнителей чужих идей
и дорогой, полной непредсказуемых по-
воротов, — за которыми у детей возни-
кают идеи собственные. По сути
своей это не проблема методики, а про-
р
ф Введение
блема личности педагога, его осо-
знанного выбора и выхода из пле-
на бессознательного пребыва-
ния в состоянии «как все».
Эта книга обращена ко всем учите-
лям, преподавателям музыки и музы-
кальным руководителям, которые гото-
вы прочесть ее, размышляя и внутрен-
не дискутируя, пробуя, а лишь затем от-
вергая или принимая. Она обращена к
тем, кто хотел бы учить, «исходя из ре-
бенка», всегда имея в виду его интерес
к игре и творчеству, как внутренней су-
ти детского познания мира. Это кни-
га для тех, кто готов осознать
необходимость творчества
как фактор величайшей важ-
ности для дальнейшего разви-
тия детей.
Пусть творческая игра поначалу ста-
нет лишь небольшим фрагментом ва-
шего обычного урока, но увидев реак-
цию детей, вы пойдете далыше, почерп-
нув вдохновение в их сияющих глазах,
силу — в своем удовлетворении творче-
ством.
У книги — необычный жанр. Это не
просго методическое пособие, потому
что слишком много существует вопро-
сов, которые образуют скрытый фунда-
мент игровой методики, и их необходи-
мо в какой-то мере пояснить. Автора,
отваживающегося на такой шаг, ожида-
ет, как минимум, полемика с читаю-
идим, поэтому книга в чем-то публицис-
тична — свои убеждения надо отстаи-
вать. Критерием убедительности может
выступать личный опыт, широкая педа-
гогическая практика, научное обоснова-
ние. Поэтому практическая педагогика,
наука и публицистика соединились в
этой книге. В ней сделана попытка за-
тронуть вопросы, которые очень редко
задавались вслух, считались «крамоль-
ными», и дать возможные (в рамках
данной работы) ответы на них.
Скачать