Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

В. Беляева. Воспитание голоса в народной манере пения

Елена Григорьевна

Елена Григорьевна

Member
16 Июл 2022
58
3
Автор: В. Беляева
Год: 1980
Издательство: М.: б.и.
Страниц: 46
Формат: PDF
Размер: 2,5 МВ
Язык: русский



Скачать

Певцы народного плана любимы слушателями. Таких исполнителей в России много, и внимание им уделяется большое. Между тем, о специфике работы с певцами названного жанрово-стилистического направления вокалисты, преподаватели пения почти не писали. Больше внимания уделяли этой теме фольклористы и хормейстеры, однако же, не очень углубляясь в вокальную "технологию", рассматривая преимущественно вопросы общемузыкального характера. Известно, что теория народного пения сильно отстает от запросов практики. В этих условиях особенно ценны любые методические разработки, помогающие воспитывать исполнителей народного плана.
Педагог Государственного музыкального училища им. Гнесиных В.М. Беляева прошла академическую вокальную школу, но весьма хорошо зарекомендовала себя в многолетних занятиях с "народными" певцами. В публикуемой работе отражен в основном ее личный опыт.
Читателям целесообразно помнить, что голоса выдающихся певиц ,о которых упоминает автор, не могут быть эта-
лоном для всех исполнителей в отношении диапазона, регистровых переходов, тем более —■ для учащихся, к которым
поначалу вообще предъявляются щадящие требования. Несколько условно следует воспринимать и названные в работе
границы регистров: переходы из одного регистра в другой смещаются, например, в зависимости от степени округления
звука. Разумеется, не все вопросы в предлагаемой работе рассмотрены обстоятельно и не все затронуты. В целом же, на
наш взгляд, положения автора верны и прогресивны. Они помогут пытливым педагогам проверить свои вокально-мето-
дические установки. Подобный обмен опытом при творческом, критическом его восприятии несомненно полезен.
кандидат искусствоведения.
ВВЕДЕНИЕ
Для обогащения общей вокальной культуры необходим изучать и развивать не только академическую манеру пения,
но и народную. История русской народной школы пения включает длительный период накопления певческого опыта. Важную роль
в создании этой школы сыграла русская народная песня, которую отличает искренность чувств, лиризм, органичная
связь слова и музыки. Народное пение имеет свои вокальные особенности. Неправильно думать, что оно не требует специальной обработки голоса. Существует многолетний опыт работы педагогов-вокалистов с народными голосами. Полезен опыт таких
преподавателей, как народная артистка РСФСР Ирма Петровна Яунзем, заслуженный работник культуры РСФСР
Елена Константиновна Гедеванова, заслуженная артистка РСФСР Валентина Ефремовна Клоднина.
В настоящее время в народной манере пения можно условно различить два направления: открытую народную манеру, которая основана на открытом речевом звучании (так поет Северный хор, Уральский хор, сестры Федоровы, М. Мордасова и др.); полуприкрытую* народную манеру, которую используют хор им. Пятницкого, хор радио и телевидения, а также многие солисты — Р. Русланова, Л. Зыкина, И. Суржиков, 3. Кириллова, Т. Семенкина и многие другие. Обе народные манеры основаны на близком и полетном звучании, но более светлом и открытом, чем в академической манере пения. Открытое речевое звучание более подходит для хорового пения, так как эта манера обладает особой чистотой интро* Такое звукоформирование лучше, видимо, называть полуокругленным (ред.). нации и большой слитностью голосов. Голоса отличаются ровным, прямым, интонационно-чистым звуком почти без вибрато. Полуприкрытая манера народного пения дает голосу более выраженное вибрато, голос перестает быть прямым,
тембр становится красочнее и богаче. Полуприкрытая манера народного пения характеризуется также более опущенной нижней челюстью п приподнятым мягким небом, как бы полузевком. Творчество талантливой исполнительницы русских народных и советских песен Л. В. Руслановой — яркий пример пения в полуприкрытой народной манере. Певица в совершенстве владела голосом очень богатого тембра. Красивые низкие грудные звуки она искусно использовала в драматических и трагических песнях. В верхнем регистре голос ее звучал звонко и легко; особенно красивы были верхние звуки,«Iкоторые пленяли слушателей мягкостью и теплотой. Народная артистка РСФСР И. П. Яуизем была педагогом и консультантом молодых исполнительниц народных песен.
Она отличалась неповторимым характером исполнения, у нее был своеобразный репертуар. Впервые в ее исполнении про-
звучали песни бурят, якутов, гольдов, чукчей, хакасов, эвенков, ительменов и многих других народностей нашей страны — песни, которые певица записывала и обрабатывала сама. Русские песни в исполнении И. П. Яуизем обогащались новыми интонационными красками и отличались большой выразительностью. В исполнении И. П. Яунзем впервые прозвучали такие советские песни, как «Гибель Чапаеваа» В. Соловьсва-Седого, «Как служил солдат» М. Блантера, «Мельчит красиво, ровно и округло. Л. Зыкина — современная выдающаяся исполнительница русских народных и советских посен. У нее благородная, мягкая манера исполнения, большая выразительность, она умеет передать поэтическое содержание песни. Голос ее звучит красиво, ровно и округло.
Скачать
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу