Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

В. Ражников. Диалоги о музыкальной педагогике

Автор: В. Ражников
Год: 1989
Издательство: Музыка
Страниц: 144
Формат: PDF
Размер: 3,2 МВ
Диалоги о музыкальной педагогике.jpg


Эта книга — свободное размышление по поводу исследований в области
музыкальной психологии и педагогики. Наверное, именно такой подход
имеет шанс на внимание практика.
Все предлагаемые читателю идеи неоднократно проверялись в специально
организованных опытах. Но можно ли окончательно доверять опыту, когда
исследуется человек?! Нет, конечно. Ибо поставленный в ситуацию
испытания, он может закапризничать и, отвечая экспериментатору ”правильно”,
внутренне думать совсем о другом. И тогда результат, полученный
нами, предстанет искаженной картиной, если не вообще — артефактом...
Эта книга написана после многократного обсуждения идей и гипотез
с педагогами музыкальных школ, училищ и консерваторий. Всегда воз-
никали вопросы. Однако в рамках занятий по Повышению квалификации,
на лекциях среди своих коллег или на семинарах по моделированию педа-
гогического воздействия вопросы, как правило, задаются не вполне сво-
бодно и потому - неточно.
1 Наука в СССР, 1988, № 2. С. 16.

СОДЕРЖАНИЕ:

Сразу обо всем
О музыкальном метре
Выразительность
1. Живой звук
2. Техника как беглость
Воображение и фантазия
1. Музыкально-образное мышление исполнителя
О музыкальной одаренности
Индивидуальный класс в музыкальном учебном заведении
1. Еще о педагоге
2. Снова об ученике
Артистизм
1. Кураж
2. Перевоплощение
3. Искусство и талант педагога
Музыкальная игра как игра
Художнический потенциал музыканта
1. Реальное творчество
2. Парадоксальность в педагогике
3. Духовность и вдохновение
4. Интуиция в музыкальном исполнении
5. Знак отношения к ученику
Сюжет для композиторского класса
Поэтическое наставление
Плюсы и минусы профессионализма
Истолкование сомнения
1. Репетиция - болезнь?
2. Сила чувства и сила звука
Момент чести и нравственности
1. Об искренности
Учить учителей музыки
Приложение 1
Закон развития художественного сознания
1. Принципы
2. Описание уровней
3. Собственно развитие музыканта
Приложение 2
Словарь признаков характера звучания


Скачать

Посвящается
Елене Косаткиной и
Рудольфу Шейнину

ПЕРЕД ПОИСКОМ

"Чрезвычайно опасно, — говорил академик Д.С.Лихачев, -что естественные науки опережают в своем развитии гуманитарные. Люди начинают отставать в области художественного творчества. <;.> Между тем гуманитарные науки и искусства формируют нравственный мир каждого отдельного человека и всего общества в целом"
Музыкальная педагогика относится к гуманитарной области и наукой только еще становится. Испытывая жгучий интерес к всякому доказательному методу, она обращается к социологии, физиологии, философии и психологии. И более всего могла бы помочь ей музыкальная психология, когда была бы сама зрелой областью исследования. Но и музыкальная психология еще молода, а потому — не вполне наука.
А время не ждет. Каждый выпуск студентов музыкального учебного заведения более говорит о потерях, нежели о расцвете культуры. Музыканты все еще стремятся стать безупречными специалистами и все меньше среди них художников-просветителей, способных взять на себя заботу о музыкальном воспитании народа. Постепенно девальвируется и сам смысл формирования музыканта художника. Нам все более достаточно одного профессионализма. За личность и ее судьбу в музыке никто уж не ручается.
Но ведь только личности, нравственной, духовной личности дано спасти музыку. Что ж может сделать для нее музыкальная педагогика, литая с психологией".
Эта книга — свободное размышление по поводу исследований в области музыкальной психологии и педагогики. Наверное, именно такой подход имеет шанс на внимание практика.
Все предлагаемые читателю иден неоднократно проверялись в специально организованных опытах. Но можно ли окончательно доверять опыту, когда исследуется человек?! Нет, конечно. Ибо поставленный в ситуацию испытания, он может закапризничать и, отвечая экспериментатору *правильно", внутренние думать совсем о другом. И тогда результат, полученный нами, предстанет искаженной картиной, если не вообще — артефактом...
Эта книга написана после многократного обсуждения идей и гипотез с педагогами музыкальных школ, училищ и консерваторий. Всегда возникали вопросы. Однако в рамках занятий по повышению квалификации, на лекциях среди своих коллег или на семинарах по моделированию педагогического воздействия вопросы, как правило, задаются не вполне сводно и потому — неточно.
Вопросы потребовали осмысления. Но собеседник определился. И читателю предлагаются диалоги. Пусть они не вполне диалогичны, ибо в них чаще всего превалирует развернутый ответ, а не сжатый вопрос. Тем не менее проблемы подняты и предпринято исследование. Среди прочих рассматриваются и такие вопросы деятельности музыканта педагога, которые принадлежат будущему потому теперь редко возникают.
Может показаться, что в книге слишком много отступлений от музыкальной тематики. Но как иначе? Музыкальная педагогика тесно связана с психологией, и не только с музыкальной но и с общей. Значит объяснений не миновать. Музыкальная педагогика связана с общей, а та не имеет своего предмета как наука и потому для аргументов требуется философские извлечения и содержательные высказывания деятелей гуманитарной практики.
Область музыкальной педагогики весьма широка, и это неизбежно, и без
этого ей не решить свою задачу - сформировать музыканта-художника.
Похоже, однако, что широкие воспитательные возможности музыкальной
педагогики не используются, не включаются в живой процесс постижения
музыки, ибо катастрофически падает уровень художественности, личной
ответственности в сфере музыкального искусства.
...И мы делаем попытку разобраться в этом явлении...
 
Последнее редактирование модератором:

Похожие темы

Сверху Снизу