Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Виолончель. Второе издание. 1981 год. Лазько А.А.

Алина Дмитриевна

Алина Дмитриевна

Member
16 Июл 2022
782
2
Автор Лазько А.А.
НаименованиеВиолончель. Второе издание.
ИздательствоИздательство «Музыка»
г. Москва
Год издания1981 год



В книге рассказывается об истории виолончели, дается описание инструмента и способов игры, характеристика репертуара. Издание рассчитано на музыкантов-профессионалов и любителей музыки. Первое издание вышло в 1965 году.


СКАЧАТЬ

«Петь надо так, как поет виолончель» *, — в этих словах великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина заключена, пожалуй, наиболее глубокая характеристика виолончели, инструмента, ставшего одним из важнейших в симфоническом оркестре и камерной музыке и нашедшего самое широкое применение в сольной концертной практике. Виолончель принадлежит к инструментам скрипичного семейства. Несмотря на большие размеры, как по внешнему облику, так и по конструкции она мало чем отличается от скрипки. Основа виолончели — характерный, восьмеркообразной формы корпус (1), к которому прикреплена шейка (2) с головкой (3) и грифом (4). Струны инструмента закрепляются внизу на струнодержателе, или подгрифнике
(5), вверху — на колках (6), при помощи которых они натягиваются. Примерно у середины корпуса под струнами находится подставка (7), через которую колебания струн передаются верхней деке. Деки — это верхняя и нижняя плоскости корпуса, имеющие форму невысоких сводов и закругленные очертания.
Давление струн на подставку соответствует силе натяжения струн. Это давление в определенной степени уравновешивается «пружиной» (деревянной планкой, приклеенной к верхней деке с внутренней стороны) и «душкой» (цилиндрической палочкой, вставленной близ подставки) между верхней и нижней деками, перпендикулярно к ним. Роль «душки» очень ответственна. Слегка распирая деки, она не только усиливает сопротивление корпуса виолончели давлению струн, но и передает вибрацию от верхней деки к нижней.
Благодаря этому корпус инструмента в акустическом отношении становится единым целым. При помощи «душки» (меняя ее величину и местоположение) можно в значительной степени регулировать тембр инструмента, выравнивать звучание его струн.
Звукоизвлечение на виолончели схематически выглядит так: движение смычка по струне приводит ее в колебание. Чем сильнее нажим смычка и быстрее его движение, тем интенсивнее колебания струны* которые через подставку передаются корпусу виолончели. Именно тут и происходит рождение звука, неповторимого по красоте и своеобразию тембра. При этом важную роль играет конструкция корпуса и его пропорции, особенности дерева и его обработка, акустическая настройка дек, форма и величина подставки, правильный подбор душки и пружины, акустическая точность их установки и множество других, на первый взгляд незначительных, но практически существенных факторов.
Для изменения высоты звука струны прижимают пальцами левой руки к грифу. Однако, помимо интонирования, непосредственный контакт пальцев со струнами воздействует на их колебания, придавая звучанию инструмента индивидуальную окраску, которая еще более усиливается благодаря применению вибрации — колебательного движения кисти и пальцев левой руки. Таким образом, уже в самом звучании виолончели (как впрочем и других струнных смычковых инструментов) находят выражение и индивидуальность исполнителя и особенности данного инструмента.
Четыре струны виолончели настраиваются по квинтам: Верхнюю струну Ля принято считать первой; Ре, Соль и До — соответственно второй, третьей и четвертой.
В некоторых произведениях композиторы прибегают к перестройке одной или даже нескольких струн. Так, например, при исполнении Пятой сюиты И. С. Баха для виолончели соло верхняя струна должна настраиваться тоном ниже обычного: при исполнении сольной сюиты 3. Кодая понижаются на полтона две нижние струны:
Перестройка струн подчас открывает новые звуковые и технические возможности, позволяет находить необычные тембровые краски и аккордовые сочетания, однако она почти всегда отрицательно сказывается на общем звучании инструмента, так как нарушает его акустическую стройность. Поэтому, будучи весьма распространенным приемом на первом этапе развития виолончельного искусства, в дальнейшем, с ростом и обогащением исполнительской техники, перестройка струн становится редким явлением. Пятая сюита Баз а
исполняется современными виолончелистами в новой редакции, рассчитанной на нормальный
строй инструмента. Каждая из четырех струн виолончели позволяет извлечь последовательный ряд звуков в пределах двух с половиной октав, но так как нижние струны (До, Соль и отчасти Ре) в верхнем регистре звучат глухо и невыразительно, то практически они используются в несколько меньшем объеме: *)В редких случаях используются отдельные звуки. Таким образом, общий диапазон виолончели охватывает четыре с половиной октавы.

Звук виолончели — певучий, несколько грудной, близкий к тембру человеческого голоса.
Басовый регистр инструмента почти полностью соответствует диапазону мужских голосов (басу-октаве, басу, баритону). Средний регистр в такой же мере соответствует тенору и контральто, верхний — высоким женским голосам (сопрано, колоратурное сопрано). Такое богатство звуковых красок дает возможность исполнять на виолончели вокальные сочинения, сохраняя при этом их художественное значение. Но не следует думать, будто виолончель способна лишь подражать голосу человека. Ее прелесть — в совершенно особом, неповторимом по красоте и присущем только ей звучании: «стихия» же виолончели — певучая музыка широкого мелодического или декламационно-речитативного плана. Эти качества инструмента и используются в оркестровой, камерно-ансамблевой и сольной литературе.
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу