Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Забурдяева Е., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу. Учебное пособие по элементарному музицированию и движению. Выпуск 1. Движение и речь. 2008 год

Алина Дмитриевна

Алина Дмитриевна

Member
16 Июл 2022
782
2

Забурдяева Е., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу. Учебное пособие по элементарному музицированию и движению. Выпуск 1. Движение и речь. 2008 год​



СКАЧАТЬ

Первое знакомство российских музыкантов с педагогической системой Карла Орфа
состоялось в декабре 1967 года, когда по инициативе Ленинградской консерватории и
Ленинградского отделения Союза советских композиторов делегация Министерства
культуры СССР посетила Институт К. Орфа в Зальцбурге (Австрия).
Впечатления от этой поездки, от личных бесед с великим мастером побудили
известного петербургского музыковеда и теоретика музыкальной педагогики
Л. А. Баренбойма к написанию книг о системе элементарного музыкального воспитания
К. Орфа, о его «Шульверке». По этим книгам в 70-е годы с большим интересом
познавали новую методику советские педагоги-музыканты.
Элементы системы К. Орфа стали успешно применяться на музыкальных занятиях в
детских садах, общеобразовательных школах, на уроках сольфеджио и ритмики в детских
школах искусств. С основными положениями системы знакомились студенты музыкальных
училищ и вузов на лекциях по методике.
Однако систематическое обучение преподавателей методу К. Орфа в России началось в
конце XX века. Ведущие специалисты Орф-Института провели цикл семинаров, после чего
Академией переподготовки работников искусства, культуры и туризма совместно с Фон-
дом Карла Орфа (Германия) и Орф-Шульвсрк Форумом (Австрия) был осуществлен курс
переподготовки российских преподавателей-музыкантов по программе «Практическое
освоение педагогики элеменгарного музицирования и движения на основе ”Шульверка”
Карла Орфа» (600 часов). Дипломы, удостоверяющие право осуществлять профес-
сиональную деятельность по методу К. Орфа, получили десять преподавателей из раз-
личных городов России. В их числе — автор предлагаемого пособия Е. Г. Забурдяева.
Данное пособие отражает одно из направлений работы по методу «Элементарного
музицирования и движения» — движение и речь.
«Речевые упражнения — одни из основных упражнений «Шульверка», и они
сопровождают все музыкальные упражнения; больше того, они рассматриваются как
музыкальные упражнения в самом прямом значении этого слова» (В. Келлер. Введение в
«Музыку для детей»). Слово, поддержанное выразительным жестом, движением, вос-
принимается ребенком как первооснова музыки; с работы со словом и движением
начинаются и ритмическое воспитание, и освоение нотной грамоты, и — главное —
эмоциональное и творческое развитие детей.
«Слову — элементу речи и поэзии, слову, из которого рождается пение, слову — его
метрической структуре, его мелодико-интонационному произнесению и его звучанию —
светлому или гулкому, прозрачному или густому, легкому или вязкому — уделяется особое
внимание» (Л. Баренбойм).
Задания различны по уровню сложности: от начальных упражнений, закладывающих
основные принципы создания элементарной партитуры, до сложных речевых партитур,
которые могут сочинить и исполнить учащиеся старших классов школ искусств.
Хочется обратить внимание — материал хрестоматии не предназначен для разучивания.
На основе предлагаемых текстов преподаватель, используя предлагаемые способы работы,
может получить другой результат детского творчества. Представленная в пособии
партитура — только один из возможных вариантов, «модель» для работы на уроке.
«Элементарное» как основное понятие в системе К. Орфа
Понятие «элементарное»1 — е1етеп(аг - предполагает соединение и взаимопроникно-
вение двух значений:
• от латинского е1етеп1 — часть, основа, базис (простое — как основа обучения),
понятие статическое;
• от греческого е1етеп1 — четыре стихии: земля, воздух, вода, огонь (они всегда
находятся в движении), понятие динамическое.
Процесс работы с элементами (простыми частями) для человека является дина-
мичным. Материал приходит в состояние движения как в прямом, так и в переносном
смысле — человек активно действует, развивая этот материал от простого к сложному,
выступая в роли творца. С другой стороны, само движение (в физическом смысле)
является одним из способов работы с материалом и его присвоения.
В этом процессе выявляется значение греческого корня «е1а»:
• в греческом е1а ипет (привносящее, порождающее, дающее),
• во французском е!ап щ1а1 (открытость, жизненная энергия, стихийный опыт).
Становится понятным смысл $сЬи1луегк’а К. Орфа (от немецкого глагола тгкеп —
действовать) — не только музыкального пособия, но в первую очередь методической сис-
темы развития творческих способностей, нацеливающей на активное действие, сотвор-
чество, собственное формирование музыкального материала.
Курс «Элементарное музицирование и движение» является развивающим, спо-
собствует формированию личности ребенка с разных сторон.
В процессе обучения развиваются основные психические функции: восприятие (вни-
мание), память, мышление, эмоции, воображение, воля, а также налаживаются необ-
ходимые межфункциональные связи.
Большое внимание уделяется физиологическому развитию и укреплению здоровья
(здоровьесберегающая технология). В процессе урока ребенок постоянно находится в
движении, совершенствуются общая и мелкая моторика, координация, равновесие;
вырабатываются навыки правильного дыхания, укрепляются и развиваются голосовые
связки.
Активно формируются речевые навыки: артикуляция, речевое интонирование (вы-
разительность речи), расширяется словарный запас. Улучшается механизм сопостав-
ления слова с воспринимаемой действительностью (осмысленность речи). Ребенок
учится владеть родным языком, приобщаясь к фольклору и лучшим образцам детской
классической литературы.
Урок «Элементарного музицирования» —прежде всего урок музыки. Общение с худо-
жественно полноценным музыкальным материалом, активное оперирование элементами
музыкального языка, умение сформировать музыкальную ткань способствуют развитию
вкуса, музыкальности (т. е. живой эмоциональной реакции), развивают основные музы-
кальные способности: слух, ритм, музыкальную память, двигательную реакцио на музыку.
Занятия способствуют социальной адаптации детей: они учатся взаимодейство-
вать друг с другом, вступать в контакт, вырабатываются такие личностные качества,
как толерантность и человеколюбие.
1 Элемент (от латинского е1етеп1ит — стихия, первоначальное вещество), составная часть сложного
целого. Элементарный (от латинского е!етеп1апи8), первоначальный, простейший, основной.
NN 007
4
Характер занятий должен соответствовать настроениям и потребностям детского воз-
раста.
«Жизнерадостность, веселье, хорошее самочувствие, сознание своих сил — все, что
связано с подъемом душевного настроения, прекрасно влияет на мозговые центры и
вызывает чрезвычайно живое и приятное раздражение всей нервной и мышечной системы»2.
Каждый урок элементарного музицирования и движения должен заключать в себе что-
нибудь новое, для того, чтобы внимание учеников не утомлялось и их интерес не иссякал.
Таким образом, на уроках элементарного музицирования и движения обращается
особое внимание на взаимоотношение физических и интеллектуальных сил, на
отношение между временем, которому мы подчинены, и пространством, окружающим
нас, и, наконец, на тесную связь между представлением и движением, речью,
пением и игрой на музыкальных инструментах.
Важнейшим свойством музыкального материала, избираемого преподавателем,
является возможность его использования в соответствии со структурой элементарного
музицирования.
Этот материал должен:
• удобно реализовываться в движении (язык жестов, пластика, танец),
• иметь речевое и вокально-интонационное воплощение,
• ритмически обрабатываться с помощью инструментов тела (звучащих жестов):
хлопков в ладоши, по коленям, груди, рукам, щелчков,
• реализовываться в инструментовке шумовыми и звуковысотными инструментами
(традиционными и нетрадиционными).
Все способы работы с материалом в конце урока собираются в единую композицию,
включающую движение, речь и пение, оркестровку, — в «единую форму», подразу-
мевающую элементы театрализации.
При планировании урока преподаватель учитывает возраст учащихся и уровень
базовых знаний группы.
Определяя тему урока и подбирая музыкальный материал, преподавателю следует
сделать его подробный анализ и спланировать «шаги» урока:
• проанализировать исходный текст (его образное содержание, строение, фразы,
характерные речевые обороты, мелодические интонации и т. д);
• в связи с исходным текстом и предполагаемой его разработкой определить
объем музыкально-теоретических сведений, которые должен получить и использовать в
своей работе ребенок;
• предположить варианты пластических или танцевальных движений;
• выбрать метод представления материала - имитационный (повторение и
практика) или проблемный (через исследование, игру и импровизацию, сочинение);
• спланировать структуру работы с музыкальным материалом, предусмотреть воз-
можности упрощения или сокращения количества заданий (по степени возможности их
реализации в процессе урока).
В процессе урока постоянно присутствует направленность на активизацию всех видов
деятельности, в том числе и познавательной. Любая активность подкрепляется желанием,
2 Жак-Далькроз Э. Ритм. М.: Классика - XXI, 2002.
СКАЧАТЬ
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу