Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Золотое десятилетие рок-поэзии

Инна Леонидовна

Инна Леонидовна

Member
16 Июл 2022
192
0
Название: Золотое десятилетие рок-поэзии
Автор: А. Дидуров
Год: 1992
Издательство: Молодая гвардия


Миллионы молодых слушают, насвистывают, напевают и всерьез исполняют песни отечественных рок-звезд. Но чтобы по достоинству оценить их талант, мало слушать — стоит прочесть образцы их творчества. Сборник представляет массовому читателю эту долгожданную, редкую возможность. Свое блестящее искусство владения поэтическим словом демонстрируют на страницах сборника известные рок-поэты: Гребенщиков, Цой, Шевчук, Башлачев, Дидуров, Мамонов, Науменко, Селюнин, Рыженко и многие другие, немало поработавшие на рост популярности таких известных и представленных в сборнике рок-групп как «Аквариум», «Кино», «Звуки МУ», «Зоопарк», «ДДТ», «Искусственные дети». Сборник иллюстрирован уникальными фотодокументами и графикой подпольных рок-журналов. «Золотое десятилетие рок-поэзии» открывает начинающую выходить в издательстве «Молодая гвардия» «Библиотечку альманаха «Поэзия».


скачать

СОДЕРЖАНИЕ:

Александр Кузнецов. На второй мировой поэзии...

1.
Ярослав Ангелюк.
Александр Градский.
Борис Гребенщиков.
Алексей Дидуров.
Константин Кинчев.
Виктор Коваль.
Илья Кормильцев.
Сергей Левитин.
Андрей Литягин.
Юрий Лоза.
Андрей Макаревич.
Петр Мамонов.
Михаил Науменко.
Юрий Наумов.
Андрей Панов.
Сергей Рыженко.
Сергей Селюнин.
Игорь Сукачев.
Виктор Трегубов.
Виктор Цой.
Александр Шаганов.
Юрий Шевчук.

2.
Григорий Агафонов.
Владимир Алексеев.
Ольга Арефьева.
Дмитрий Быков.
Максим Волков.
Евгений Восточный
Сергей Гурьев.
Виктория Гетьман.
Алексей Гомазков.
Виктор Коркия.
Евгений Кормильцев.
Алексей Кортнев.
Самуэль Криг.
Дмитрий Лаптев.
Егор Летов.
Алеша Мертвый.
Роман Неумоев.
Ник Рок-н-ролл.
Андрей Селиванов.
Аркадий Семенов.
Татьяна Скокова.
Юлия Скородумова.
Игорь Смирнов.
Юрий Спицын.
Вадим Степанцов.
Олег Сумароков.
Евгений Титов.
Олеся Троянская.
Дмитрий Филатов.
Полковник Хрынов (Алексей Хрынов).
Федор Чистяков.
Владимир Шахрин.
Василий Шугалей.

Александр КУЗНЕЦОВ
НА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ПОЭЗИИ...

«На второй мировой поэзии признан годным и рядовым...» — пел о себе один из самых ярких наших рок-бардов Александр
Башлачев.
Вторая мировая поэзия... Вторая, рядом с официальной. Вторая мировая поэзия — в основном пока не изданная, не изученная, существующая практически только на магнитофонных пленках и на устах молодых ее фанатов, распевающих рок-песни в городских скверах и подворотнях, на пленэре и на блочных кухнях.
Мировая... А что? Конечно, да! Мировая! Ведь рок-культура уже захватила весь мир и стала его неотъемлемой частью, Сегодня невозможно представить общечеловеческую культуру без поэзии участников ансамбля «Битлз», Боба Дилана, Джима Моррисона, Стинга и многих других, зарубежных рок-поэтов...

Вторая мировая... Поневоле возникает ассоциация со словом «война»... И действительно, становление рока не было гладким и мирным, так же, как, впрочем, и джаза. (Первая война была, очевидно, с джазом и легкой музыкой, так как тоталитарные режимы признавали только марши и хоровое пение. Вспомните хотя бы официальные лозунги 50-х годов: «Кто сейчас играет джаз — завтра Родину продаст!» Или: «От саксофона до ножа — один шаг».)
В свою очередь, рок с самого начала своего существования символизировал борьбу нового с отживающим, прогрессивного с реакционным. В наше время рок-искусство является отражением взглядов поколения молодых людей, которые не желают мириться с существующим положением вещей. И нет сейчас более решительных сторонников социальной справедливости, идеалов свободы и раскрепощения человека, чем любители и исполнители рока.
Они смело бросают вызов ценностям, кажущимся им ложными, заставляя внутренне содрогаться мещан, бюрократов, реакционеров. Поэтому далеко не случайно, что уже при появлении первых рок-ансамблей за рубежом и у нас на них тут же обрушилась вся мещанская и продажная пресса старого и нового света. Так, например, в чем только не обвиняли «Битлз» и «Роллинг Стоунз», в начале их творчества... И в непрофессионализме, и в графоманстве... В пропаганде дурного вкуса и наркотиков... В том, что они развращают молодежь и отвлекают ее от классовой борьбы.
Что же касается советского рока, то он, как и другие виды искусства, не укладывавшиеся в рамки официальных установок, с самого возникновения жестоко подавлялся, ибо рок, по образному выражению уфимского рок-певца Юрия Шевчука, — это «боль, беда, правда, любовь и жизнь целого поколения нашей молодежи». В этом и лежит основная причина той необъявленной войны правоохранительных организаций, учреждений культуры и органов власти с этой музыкой и шире — с рок-культурой, включая ее специфическую поэтику.

Многие непосвященные и твердолобые критики до сих пор не признают эту субкультуру, а входящую в нее рок-поэзию за искусство не считают вообще. Конечно, если тексты рок-песен измерять привычными старыми мерками, в них часто можно обнаружить массу несовершенств. Дело, однако, заключается в том, что большинство критиков рассматривают тексты рок- песен в отрыве от жанра рок-музыки как таковой, где все предельно взаимосвязано. Для рок-культуры наиболее характерна поэзия не целого произведения — стиха или поэмы, а отдельных фраз, которые в сочетании с музыкой дают органичную цепочку образов, воспринимаемых слушателями и дополняемых их собственной фантазией. Как справедливо заметил поэт Виктор Коркия, рок-тексты отличаются от песни, которая исполняется во время концерта, так же, как киносценарий от уже снятого фильма. Ведь киносценарий лишь в редких случаях является сам по себе полноценным произведением искусства... За исключением репертуара групп, входящих в московское рок-кабаре Алексея Дидурова, таких «абсолютных» стихов в арсенале нашей рок-песни не так уж и много. Происходит это потому, что счастливое сочетание в одном лице музыканта, композитора, артиста и поэта встречается довольно редко как у нас, так и на Западе. Тем не менее в США и в Великобритании уже давно выходят поэтические сборники многих рок-звезд. Текстовой культурой рок-групп и их авторов занимается литературоведение. Мы же только начинаем восполнять этот вопиющий пробел в нашей отечественной культуре.

Конечно, у нас есть профессиональные поэты-песенники, которые пишут тексты как для рок-групп, так и для эстрадных исполнителей. Однако подавляющее большинство их произведений вряд ли можно назвать рок-поэзией в полном смысле этого слова. По словам поэта Алексея Дидурова, создателя рок-кабаре «Кардиограмма» и рок-группы «Искусственные дети», от суррогата настоящую рок-поэзию отличает совершенно непрогнозируемый интеллектуальный и эмоциональный «выброс», неповторимость стилистики и интонации, честность и искренность, как основные составляющие энергии текста. Представители именно такой рокпоэзии, очень известные по своим выступлениям на сцене и пока еще мало знакомые публике, представлены в этом сборнике.
Как известно, первые советские рок-группы появились у нас сравнительно (с общемировой картиной) поздно — во второй по-
ловине 60-х годов...

 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу