Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Г. Дмитриев. Ударные инструменты. Трактовка и современное состояние

Любовь Васильевна

Любовь Васильевна

Member
16 Июл 2022
422
2
Автор: Г. Дмитриев.
Год: 1991
Издательство: Советский композитор
Страниц: 145
Формат: PDF
Размер: 3,7 МВ




Скачать

В пособии рассматриваются основные ударные инструменты оркестра: ксилофон, ударная установка, бубны и бубенцы, тарелки, литавры, том-томы, бонги, трещотка и др. Имеется нотное приложение.

O ТРАКТОВКЕ
УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ОРКЕСТРА

Ударные инструменты сравнительно поздно появились в составе симфонического оркестра. Явлением принципиальной новизны, предвосхищающим более позднюю музыкальную практику, было, например, включение Гайдном в партитуру “Военной“ симфонии (1790) наряду с традиционными уже для этого времени литаврами большого барабана,.тарелок и треугольника. В оркестровую группу с относительно стабильным составом ударные сложились значительно позднее. Долгое время этой группе отводилась роль второстепенная. Самостоятельное значение ударные приобретают только в ряде произведений первой половины ХХ века, в новейшей музыке.
"Трактовка инструментов оркестра — это отображение музыкально-исторической ситуации: художественного метода, свойственного данной эпохе или композиторской школе, стиля композитора, конструктивного состояния инструментария и т.п., причем изменение взглядов на выразительную сущность музыкальных инструментов определяется эволюцией композиторского мышления, стремлением к воплощению. нового содержания, к решению новых художественных задач. Этот процесс определял развитие и ударной группы симфонического оркестра.
Отметим два наиболее общих, на наш взгляд, процесса, характеризовавших и характеризующих в целом эволюцию этой группы оркестра: во-первых, рост состава группы; во-вторых — и это является определяющим, — тенденцию к расширению сферы применения ударных инструментов, стремление делать партии ударных инструментов более содержательными. Это соображение представляется принципиально важным, так как око отражает возрастающие требования к выразительным возможностям ударных инструментов и меняющийся взгляд на их трактовку.
Расширение состава группы прослеживается очень легко: если, к примеру, первоначально (с ХVI вплоть до ХIХ века) использовались обычно две литавры (Т-D), то позже число “котлов“ увеличилось; если в свое время включение в состав оркестра, помимо литавр, других ударных инструментов само по себе было актом принципиальной новизны, то, характеризуя состояние оркестра конца ХХ века, А.Карс справедливо писал, в частности, о “бесконечном разнообразии“ ударных инструментов.
Действительно, к этому времени в составе симфонического оркестра хорошо известны большой, малый, цилиндрический барабаны, бубен, треугольник, тарелки, гонг-тамтам, кастаньеты, ксилофон, колокольчики (молоточковые и клавишные), колокола. Встречаются такие инструменты, как бубенцы, провансальский тамбурин, челеста, а также впервые употребленные Берлиозом в "Ромео и Джульетте" (1893) античные тарелочки. Для достижения специальных эффектов (обычно в опере) находили применение трещотка, наковальня и молот, щелканье бича, Windmaschine эффект ветра) и др. Процесс пополнения ударной группы оркестра новыми инструментами интенсивно продолжался (и продолжается) и в нашем веке. Это или иногда несколько усовершенствованные "экзотические" инструменты латиноамериканских, азиатских, африканских народов (например, клавес, бонги, кубинские timbales, конга, том-том, маракасы, кабаца, гуиро, вуд-блок, темпле-блок и т.д), или же вновь сконструированные инструменты; здесь в первую очередь следует назвать вибрафон (создан около 1920 года в США), маримбафон — инструмент, использующий принцип, примитивных афро-американских маримб, рото-томы, бубэмс.
Существенной особенностью процесса надо признать то обстоятельство, что почти все эти инструменты получили первоначальное применение и широкое распространение в оркестрах развлекательной музыки и в джазах.
Чтобы нагляднее представить количественное разрастание ударной, группы оркестра, любопытно ознакомиться, например, со следующим “реестром“, отражающим состав инструментария этой группы в оркестре Баварской государственной оперы (сведения на 1961 год):
12 литавр (8 педальных и 4 механических рычаговых); большой, цилиндрический и малые барабаны разных размеров, бонти, кубинские timbales, китайские (оригинальные) и современные том-томы, ручные барабаны Rahmentrommel), бубны; бубенцы, треугольники, античные тарелочки, тарелки, колокольчики с язычком и ков белл, 15 яванских гонгов, китайские тонги и тамтамы; клавес, фруста, кастаньеты, вуд-блоки, темпле-блоки, гуиро, маракасы, чокало; вибрафон; маримбафон, ксилофон, 4 трогксилофона, 3 молоточковых и клавишные колокольчики, трубчатые (f—с3) и отдельные обычные колокола, электроколокола, флексатон, Steinspiel, Glasschallenspiel, разнообразные инструменты для звуко-шумоподражания (в том числе сирены).
Разумеется такой состав не является исключительной особенностью одного этого коллектива; с теми иди иными отклонениями он характерен для любого крупного современного оркестра.
Процесс пополнения ударной группы оркестра инструментами, ранее там никогда не встречавшимися, интенсивно продолжаётся. Композиторы привлекают, например, малоизвестные профессионалам народные инструменты, многообразие которых поразительно. В советской музыкальной практике (особенно в практике композиторов Закавказья и Средней Азии или композиторов, работающих на музыкальном материале этих народов), имеются интересные примеры включения в симфонический оркестр ударных народных инструментов: это ложки — в “Озорных частушках“ Р. Щедрина, дайра — в балете “Гаянэ" А. Хачатуряна, дайра, доли, тимплипито — в “Иверии“ М. Ипполитова-Иванова, нагара, сафаиль — в некоторых сочинениях Р. Глиэра, С.Василенко, М.Штейнберга и т.д, Тенденция включать в свои партитуры малоизвестные народные инструменты характерна и для творчества многих зарубежных композиторов. В качестве примера укажем на использование К. Штокгаузеном в ряде произведений деревянных африканских барабанов, в “Контактах“ — японского инструмента Bamboos (бамбуковые трубки), в “Carre“ — четырех связок индийских бубенцов.
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу