Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Конспекты по гармонии. Учебно-методическое пособие с практическим приложением. 1994 год. Добкина Ю.А.

Тамара Леонидовна

Тамара Леонидовна

Member
14 Июл 2022
116
0
Название: Конспекты по гармонии. Учебно-методическое пособие с практическим приложением. 1994 год. Добкина Ю.А.

Автор: Добкина Ю.А.

  3


Скачать:

Издательство: Композитор, Санкт-Петербург

Год издания: 1994

Учебно-методическое пособие
с практическим приложением
Для музыкально-педагогических училищ
Издательство «Композитор»

Скачать:
Данное пособие явилось результатом двадцатипятилетнего педаго-
гического опыта Ю. А. Добкиной, преподавателя-методиста, музыкаль-
но-теоретических дисциплин в музыкально-педагогическом училище
№ 3 г. Санкт-Петербурга.
В пособии три раздела. В первом разделе в сжатой, емкой форме
излагаются основные теоретические положения курса гармонии; во
втором — раскрываются некоторые методические принципы гармони-
зации мелодии и использование их в школьной практике; третий раздел
представляет собой методическую записку к открытому уроку: «Ис-
пользование мелодий школьного и дошкольного репертуара на уроках
гармонии».
Основываясь на принципах традиционной школы гармонии, автор
в своей работе нашёл убедительную форму и ясное, доступное изло-
жение материала, способствующие наиболее эффективному освоению
предмета.
Учитывая специализацию студентов музыкально-педагогических
училищ как будущих музыкальных работников детских школьных и
дошкольных учреждений, автор в предлагаемом пособии акцентирует
внимание на прикладной функции гармонии. Поэтому значительное
место отводит формированию практических навыков и развитию твор-
ческих способностей учащихся, что иллюстрируется в нотном прило-
жении.
Это учебное пособие апробировано не только в музыкально-педа-
гогическом училище № 3, но и в старших классах музыкальных лицеев.
Оно может быть использовано студентами исполнительских отделов
музыкальных училищ.

ОТ АВТОРА
Данное учебно-методическое пособие по гармонии предназна-
чено для учащихся музыкально-педагогических училищ, но может
быть также использовано в практической деятельности музыкаль-
ных работников детских школьных и дошкольных учреждений.
Пособие явилось итогом многолетней работы автора с будущими
учителями музыки и музыкальными руководителями детских са-
дов.
При составлении пособия учитывались специфика контингента
учащихся педагогических училищ, в большинстве своем не обла-
дающих достаточной профессиональной подготовкой; особенности
специализации, требующие прежде всего выработки практических
навыков и умений в освоении предмета; программа по гармонии,
не рассчитанная на углубленное прохождение курса. Содержание
работы представляет собой лаконичное последовательное изложе-
ние в доступной, доходчивой форме основных теоретических по-
ложений курса гармонии и обучение практическому их примене-
нию в музыкально-педагогической деятельности. Для выполнения
дидактической задачи в теоретической части пособия в значи-
тельной степени использован принцип наглядности: применяются
таблицы; излагается классификация скачков; приводится систе-
матизация типовых гармонических последовательностей, соответ-
ствующих определенным мелодическим оборотам; даются различ-
ного рода выводы и обобщения, как, например, основополагающие
правила голосоведения в начальной («школьной») гармонии, «па-
мятки» к гармонизации мелодии и т. д.
Предлагаемый учебный материал в своей основе традиционен
и базируется на положениях курса петербургской школы гармо-
нии* . Строго следуя канонам классической гармонии, автор счи-
тает, что на них воспитывается культура и гибкость слуха, а это
впоследствии дает возможность правильно оценивать отклонения
от привычных нормативов.
В практической части пособия рассматриваются некоторые
принципы гармонизации мелодии в объеме требований по гар-
монии для музыкально-педагогических училищ. В качестве при-
меров для гармонизации широко используются мелодии из
школьного и дошкольного репертуара, как авторские, то есть темы
из того или иного сочинения, так и мелодии народных песен, не
имеющие сопровождения. На этом материале раскрываются воз-
можности осознанного подхода к подбору сопровождения, исходя
из различных методических установок и творческих задач: от
аккомпанемента, изложенного в виде обычной функциональной
поддержки, до фактурных обработок мелодий, выполненных в со-
ответствии с их жанровой принадлежностью, формой, текстом.
Задания предусматривают работу над сопровождением как в пись-
* Ю. Н. Тюлин, Н. Г. Привано. Учебник гармонии. М., «Музыка», 1964.
3
менной форме, так и непосредственно за инструментом с воз-
можным транспонированием.
Обработка авторской мелодии позволяет сравнить ученический
вариант с оригиналом, выявив возможности гармонического слуха
учащихся. Народные песни с самостоятельно выполненным удач-
ным сопровождением учащиеся могут использовать во время
учебной педагогической практики.
Анализируя особенности музыкального языка народных песен,
автор предлагает учащимся ряд рекомендаций в подходе к выбору
гармонических средств, известных им на данном этапе, что ил-
люстрируется в нотном приложении данного пособия в виде фак-
турных обработок песен.
Предлагаемая практическая форма работы в курсе гармонии
имеет непосредственную связь не только с педагогической прак-
тикой, но и со смежными музыкальными дисциплинами — ак-
компанементом, сольфеджио, постановкой голоса, что способст-
вует осуществлению комплексного подхода к музыкальному вос-
питанию. Эта форма очень важна для учителей пения и
музыкальных работников детских садов, специфика деятельности
которых нередко бывает связана с необходимостью обходиться
без нотного материала и требует свободного владения гармонией.

Скачать:
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →
Похожие темы История
Светлана Валерьевна 68
М 82
Светлана Валерьевна 124
Светлана Валерьевна 104
Светлана Валерьевна 132
Светлана Валерьевна 1K
Татьяна Юрьевна 763
Татьяна Юрьевна 309
Алина Дмитриевна 2K
Алина Дмитриевна 3K

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу