Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3 - 4 лет. Картушина М.Ю.

Алина Дмитриевна

Алина Дмитриевна

Member
16 Июл 2022
782
2
Название: Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3 - 4 лет.

Автор: Картушина Марина Юрьевна


         3   4  2004  1



Издательство: ТЦ СФЕРА, г. Москва

Год издания: 2004


В пособии представлены сценарии занятий с детьми второй младшей группы детского сада, направленных на развитие чувства ритма посредством музыки, движения, словесных игр, изобразительной деятельности, моделирования. Возможно использование представленных разработок в работе с детьми с проблемами в развитии. Книга адресована музыкальным руководителям, воспитателям, логопедам, дефектологам дошкольных образовательных учреждений.


От автора

Ритмическая организация является основой жизни. Все, ок-
ружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года,
дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — все это и
многое другое подчинено определенному ритму. По выражению
Э. Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и
пропорционально распределенной во времени и пространстве».

Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаи-
мосвязь слуховых ощущений с мышечными. Еще великий рус-
ский физиолог И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышеч-
ное восприятие связано с временными ощущениями («Рефлек-
сы головного мозга», 1866). Советский ученый, невролог и психиатр
В.М. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка за-
метное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысот-
ные сочетания и тембр звучащей музыки (“Значение музыки в
эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства»).

Ритмические движения способствуют активизации различ-
ных анализаторных систем, становлению интегративной деятель-
ности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма реко-
мендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной
для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.

Различные педагогические системы придают большое значе-
ние ритмическому воспитанию (орхестика древних греков, сис-
тема ритмического воспитания Э. Жака Далькроза, эвритмия в
Вальдорфской педагогике, система элементарного музицирова-
ния Карла Орфа, фонетическая, логопедическая ритмика и др.).

Данное пособие представляет систему занятий по развитию
чувства ритма у детей второй младшей группы детского сада. В
их основе лежит восприятие —воспроизведение структур ритма
разной модальности (наглядных, двигательных, звуковых, гра-
фических). Ритмические структуры вводятся последовательно:
от ритма повторности и темповых отличий равнометричного
повтора к ритму чередования (в самой доступной его форме).
Формирование представлений о музыкальном, двигательном,
речевом, изобразительном ритмах осуществляется в неразрыв-
ном единстве.
В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия ве-
личины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей
и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организа-
цию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры, зна-
комятся с элементарными приемами самомассажа.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каж-
дому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в
игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для разви-
тия познавательных процессов и соответствует детским психо-
физическим данным. Такое построение занятий позволяет до-
биться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и
соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные
игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигатель-
ные упражнения, несложные танцы, элементарное музициро-
вание на шумовых инструментах, дидактические игры, способ-
ствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем,
рисование повторяющихся элементов и т.п.). Речевой материал
доступен в лексическом отношении, включает малые формы
русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Зна-
чительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи
принадлежит играм, созданным на основе стихотворного тек-
ста. Эти игры учат малышей координировать движения со сло-
вом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию
детей. Обучение малышей игре на шумовых инструментах явля-
ется средством для решения следующих (помимо развития чув-
ства ритма) задач: развития внимания и памяти, координации
движений, мелкой моторики и Т.д.
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу