Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Методика обучения сольфеджио. Методическое пособие для преподавателей детских музыкальных школ и гимназий. Шайхутдинова

Вера Романовна

Вера Романовна

Member
14 Июл 2022
493
8
Название: Методика обучения сольфеджио. Методическое пособие для преподавателей детских музыкальных школ и гимназий.

Автор: Шайхутдинова Дамира Ильдаровна




Скачать

Издательство: БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа

Год издания: 2009


Настоящее учебно-методическое пособие представляет собой описание личного опыта преподавания сольфеджио по авторским программам, сложившимся и успешно апробированным в РГ'И им. Г.Альмухаметова (1994-2004 гг). ДШИ пос. Федоровский Сургутского района (2004-2007 гг), ДМШ № 1 г. Стерлитамака (с 1998 года по настоящее время). Методические приемы и результаты работы с учащимися неоднократно показывались на открытых уроках, освещались на семинарах и обсуждались на методических днях, организованных руководством гимназии совместно с Республиканским учебно-методическим центрам по образованию МК Республики Башкортостан, а также Комитетом по культуре Сургутского района Эти мероприятия всегда имели высокую оценку и находили живой отклик у специалистов и преподавателей детских музыкальных школ.

Скачать

Дамира Ильдаровна {Шайхутдинова музыковед, педагог-
исследователь. на протяжении многих лет последовательно и серьезно
занимается вопросами обновления содержания музыкального образования
детей. Ге учебные пособия по теории музыки, сольфеджио, импровизации,
а также авторские программы и методические разработки по этим
предметам успешно используются в учебном процессе детских
музыкальных школ Росеми. В 2004 году защитила диссертацию на тему
«Иниовационный подход в преподавании музыкально-теоретических
Фисциплин {на материале музыкальной гимназии)», материалы которой
использованы в настоящей книге, а также в других публикациях.


ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора
ГЛЛЯЛ I. Интонационные упражнения
- Работа над приобщением к интонированию на начальной
стадии обучения
- Отработка навыка интонирования посту пенного
движения в разных направлениях
- Упражнения на разрешение неустойчивых ступеней
• Отработка навыка «опсвание»
Интонирование гамм
- Натуральный мажор
- Пентатоника
- Натуральный минор
- Гармонический минор
- Мелодический минор
- Гармонический и мелодический мажор
- Старинные семиступенные лады
- Альтерированные гаммы
- Дважды гармонические лады
- Хроматические гаммы
ГЛАВА 11. Интонирование интервалов
- Интонирование в ладу. Подготовительный период
- Интонирование интервалов в ладу в виде двухголосных
сочетаний неустойчивых и устойчивых ступеней
- Интонирование тритонов
- Интонирование интервалов от звука
ГЛАВА III. Интонирование аккордов
- Интонирование трезвучий
- Работа над интонированием обращений мажорного
и минорного трезвучий от данного звука
- Интонирование септаккордов от звука
- Интонирование главных и побочных трезвучий лада
и их обращений
Интонирование септаккордов в ладу
- Доминантсептаккорд и его обращения
- Септаккорд второй сту пени и его обращения
- Септаккорд седьмой ступени и его обращения
- Альтерация в септаккордах
- Пение аккордовых последовательностей
4
ГЛАВА IV С.олъфеджирование
- Подготовка к сольфеджированию
- Интонационная подготовка
- Метро-ритмическая подготовка
- Сольфеджирование в первом классе
- Работа над выученным номером. Транспозиция
Отработка дирижерских жестов
- Размер 3/4
- Размер 2/4
- Размеры 4/4 и 6/8
ГЛАВА V. Музыкальный диктант
- Подготовительный этап. Запись по памяти знакомой мелодии
- Сочинение диктантов
• вариативные диктанты
• конструктивные диктанты
- Метод последовательного освоения диктанта
- Наглядная форма диктанта
Развитие навыка целостного анализа диктанта
- Анализ структуры и метра
- Анализ ритмической организации диктанта
- Анализ мелодического и ладотонального развития
ГЛАВА VI. Слуховой анализ
- Первые опы 1ы слухового анализа
- Элементы слухового анализа, проявляющиеся в разных формах
работы на уроке сольфеджио
- Определение на слух интервалов вне лада
- Определение на слух интервалов в ладу
Определение на слух аккордов в ладу
- Определение на слух главных трезвучий и их обращений
- Слуховой анализ септаккордов и их обращений, а также
аккордовых последовательностей
Определение на слух аккордов вне лада
- Определение на слух четырех видов трезвучия
- Определение на слух секстаккордов и квартсекстаккордов
- Определение на слух септаккордов
ОТ АВТОРА
Сольфеджио - одна из важнейших дисциплин в системе музыкального
образования. Качество преподавания предмета зависит от многих факторов, но
в первую очередь, от педагогического мастерства и методических принципов
учителя, центральным объектом которых является многогранная личность
ребенка.
Известно, что каждая ступень музыкального образования (музыкальная
школа - училище - консерватория) имеет свои цели и задачи, свой уровень
академических требований. Музыкальной школе в этой цепочке принадлежит
наиболее важная роль. С одной стороны, школа призвана приобщить к
музыкальному искусству, научить понимать его и привить навыки эле-
ментарного самостоятельного музицирования огромному числу подростков, то
есть дать им общее музыкальное воспитание. С другой, выявить учащихся,
способных к серьезному музыкальному творчеству и желающих продолжить
свое академическое образование.
На совмещении обеих сторон этой двуединой задачи в настоящее время
строится преподавание музыкально-теоретических дисциплин в Детской му-
зыкальной школе №1 г.Стерлитамака (педагог О.В.Хабибуллина). По каждому
предмету теоретического цикла разработаны адаптированные программы. Так,
программа курса сольфеджио предусматривает овладение навыками и
знаниями не только школьного, но и частично училищного уровня.
Осуществление згой обширной по содержанию программы происходит на ос-
нове применения интенсивной (модульной) технологии обучения, в рамках
которой используются методические инновации, позволяющие дать учащимся
глубокие и устойчивые знания при позитивном, доступном восприятии
предмета.

Скачать
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу