Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Методика освоения основ джазовой ритмики. Л. Шевченко

Алина Дмитриевна

Алина Дмитриевна

Member
16 Июл 2022
782
2
Автор: Л. Шевченко
Год: 2016
Издательство: М.: ДМШ им. Гольденвейзера
Страниц: 15
Формат: PDF + MP3
Размер: 7,7 МВ
Язык: русский


СКАЧАТЬ


Как известно, ритм является основой джаза. Это сразу проявляется на примере «академического» музыканта, решившего разучить по нотам и сыграть джазовую пьесу. Несмотря на хорошую техническую базу, сделать ему это не удаётся – получается как-то наивно и даже карикатурно. Причина заключается как раз в джазовой ритмике, которая в нотном тексте отражается только приблизительно и схематично. Чтобы правильно исполнять джаз, нужно его чувствовать, иметь сформированные слуховые представления о нём. По этому поводу Майлс Дэвис писал: «…когда я начал брать уроки, у меня уже сложилось представление о том, какой должна быть музыка» (Майлс Дэвис. Автобиография, стр. 33).
Существует мнение, что «свинговать» могут очень немногие музыканты, наделённые этим чувством от природы. Однако современная методика доказывает, что этому можно учить. Как и в любом деле, здесь необходимо не только потратить определённое время и усилия, но и применить систему последовательного выполнения серии специальных упражнений. В этих упражнениях, с одной стороны, должна применяться специальная методика, с другой стороны, они должны содержать ритмические фразы, взятые из практики живого музицирования джазовых музыкантов. Полученную «ритмическую» информацию учащиеся будут впоследствии узнавать при прослушивании мастеров джаза и тем самым совершенствовать своё ритмическое чувство, ибо секреты джазовой ритмики постигаются только на слух.
С учащимися ДМШ непосредственно джазовой ритмикой целесообразней начинать заниматься со 2-3 класса.
Настоящее учебное пособие можно рассматривать как непосредственное продолжение пособия
Развитие музыкального слуха в классе джазового фортепиано (младшие и старшие классы ДМШ).

В качестве примеров используются задания из сборников сольфеджио (Варламовой- Семченко, Фроловой и др.), а также собственные упражнения (см. Приложение). Главная задача здесь — не только научиться читать предложенные ритмы, а запомнить распространённые ритмические фигуры и узнавать их в незнакомом тексте (подобно тому, как мы, читая текст, не читаем отдельные буквы, а сразу узнаём слова, которые многократно встречались ранее при чтении).
Очень важный момент при работе над ритмикой — тактирование. В практике «академического» сольфеджио, как известно, обязательным является дирижирование, на уроках специальности — счёт (раз-и-два-и). Однако многие музыканты, преподающие джаз, настаивают на тактировании ногой — носком или пяткой (среди них Э. Кунин, О. Степурко и др.). Негласно это воспринимается как признак дурного тона. Но если большинство выдающихся джазменов тактируют ногой, то почему нельзя применять это в обучении? Показательным в этом смысле является признание Майлса Дэвиса о том, что он отбивал пульс ногой внутри ботинка, чтобы никто не видел, как он это делает. Из этого следует, что если музыкант не может тактировать (т.е. не обладает абсолютно точным чувством метра), то он играть джаз не может принципиально. Поэтому с первых шагов перед учащимися ставится задача при исполнении ритмов обязательно тактировать ногой. Единственно, в чём можно пойти на компромисс, это рекомендовать тактировать с небольшой амплитудой — бесшумно. После усвоения ритма тактировать уже необязательно.
После того как пройден подготовительный этап, приступаем непосредственно к освоению ритмов джаза. В зависимости от способностей ученика эта работа систематически и целенаправленно проводится со второго или третьего класса ДМШ. В данной работе упражнения на джазовую ритмику сгруппированы в три раздела:
1. Ровные восьмые
2. Шестнадцатые
3. Swing
Упражнения выстроены по единому методическому принципу: вначале учащиеся знакомятся с отдельными ритмоблоками, своеобразными ритмическими фразами. Каждый ритмический блок отрабатывается до полного автоматизма в разных темпах под ритмическое сопровождение синтезатора. Доли, обозначенные над строчкой, отмечаются ногой, ритм пропевается теперь уже скэт-слогами. Ритмические "пустоты" при этом заполняются звуком "т" (соответствующие доли обозначены крестиком). Вначале ученик пропевает фразу вместе с преподавателем, затем поёт один, и только после этого исполняет её на инструменте.
Ритмы с шестнадцатыми наиболее характерны для стиля фанк, формирование которого началось в 60-х годах. Чтобы научиться этим ритмам, желательно прослушивать записи таких исполнителей, как James Brown, Earth, Wind&Fire и многих других.
Достаточно большой опыт обучения фанк-ритмам накоплен у гитаристов и бас-гитаристов. Основной метод в этих школах заключается в следующем: вначале играются ровные шестнадцатые, затем некоторые ноты пропускаются или приглушаются (получаются так называемые «мёртвые» ноты)...
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу