Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Музыкально-дидактические игры с дошкольниками

Музыкально-дидактические игры в детском саду

Муз. дидакт. игры 1.jpg




«Прыг, прыг, скок»
Цель: Развивать ритмическую память, метрическое чувство.
Ход игры: Ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу с барабаном в руках. Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-2 предложения. На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед, стучит на барабане простой ритм, дети должны повторить его, хлопая в ладоши. После выбирается новый «зайчик».
Что ты, заинька, сидишь? Что ты, заинька, молчишь?
Раз прыжок, два прыжок! Прыг, прыг, скок!
Зайка, зайка не молчи, в барабан ты постучи!


«Куколка любит танцевать»
Цель: Развивать чувство ритма.
Ход игры: Звучит любая русская народная мелодия.
Педагог: Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она протопает, так и вы повторяйте.
Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, притопами. Можно взять в руки ложки, палочки, бубны. Если разделить детей по подгруппам и дать разные музыкальные инструменты, то получится оркестр.


«Солнышко и тучка»
Программное содержание: Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная).
Ход игры: Детям раздают игровые полотна с изображением солнца, тучки и солнца за тучкой, которые соответствуют веселой, грустной и спокойной музыке. Педагог исполняет поочередно песни разного характера (плясовую, колыбельную, спокойную), и предлагает детям поиграть – накрыть фишкой изображение, соответствующее по настроению характеру музыки. В младшей группе предлагаются только контрастные по звучанию веселые и грустные мелодии.
Программное содержание: Развивать музыкальную память, представление детей о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная). Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение сравнивать, сопоставлять музыку различного характера.
Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим.
Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего изображения.
Игровая цель: Угадать первым.


«Веселый колокольчик»
Цель: Развивать ритмический слух детей, умение правильно извлекать звук на колокольчике.
Ход игры: Детям раздают по два колокольчика каждому. Педагог поет нечетные фразы со словами, а дети - четные со звукоподражаниями, подыгрывая себе на колокольчиках.
Веселый колокольчик – Динь, динь, динь.
Смеется и хохочет – динь, динь, динь.
Он пел зимой чуть слышно – динь, динь, динь.
Но снова солнце вышло – динь, динь, динь.
И звонкие капели – динь, динь, динь.
В ответ ему запели – динь, динь, динь.


«Большие и маленькие»
Программное содержание: Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.
Ход игры: Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.
Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки)
Топ, топ, топ, топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)
Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!
Программное содержание: По слуховому восприятию учить детей различать короткие и долгие звуки, развивая тем самым ритмическую память, умение соотносить свои действия с музыкой – способность прохлопать ритмический рисунок мелодии руками, развивать музыкально – ритмическое восприятие.
Игровые правила: Слушать звуки разной длительности, не мешать другим.
Игровые действия: Отгадывать длительность звуков, прохлопывать их соответственно.


«Зайцы»
Программное содержание: Упражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного.
Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера.
Программное содержание: Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение слушать и сравнивать музыку различного характера (веселую, плясовую и спокойную, колыбельную). Развивать музыкальную память, представление о различном характере музыки.
Игровые правила: Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим.
Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий.
Игровая цель: Первым показать, что делают зайцы.


«Музыкальная карусель»
Программное содержание: Учить детей различать изменение темпа в музыке.
Ход игры: Педагог исполняет песню «Карусели», спрашивает детей, как они двигались, всегда ли одинаково? Предлагает детям изобразить изменение темпа в музыке своими действиями и ответить на вопросы: когда музыка играла быстро, когда медленно и т.д.
Еле, еле, еле-еле (дети начинают движение)
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом (бегут)
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите! (замедляют ход)
Карусель остановите! (останавливаются).
Программное содержание: Развивать музыкальную память через темповый слух. Учить детей по слуховому восприятию различать изменение темпа в музыке и соотносить это со своими действиями, движениями.
Игровые правила: Внимательно слушать мелодию, не мешать другим.
Игровые действия: Движения в хороводе с изменением темпа.
Игровая цель: Принять участие в хороводе.


"Сломанный телевизор" интонационная игра
Цель: Развитие внутреннего слуха, навыков точного и свободного владения интонацией. Развитие ритмической организации и внимания.
Ход игры
Дети поют знакомую песню. По знаку музыкального руководителя (родителя) замолкают, продолжая петь про себя, стараясь не потерять нить движения мелодии «Телевизор сломался», изображение осталось, звук пропал!
В момент включения звука, по сигналу музыкального руководителя (родителя) важно не потерять интонационную и смысловую линию.
«Включение» должно быть точным.
Игровые правила:
Пропеть до конца мелодию.
Игровые действия:
«Включать» и «выключать» звук по сигналу.
Игровая цель:
Свободно владеть интонацией.


«Найди маму»
Программное содержание: Развивать звуковысотное восприятие у детей: учить различать звуки в пределах октавы (ре1 – ре2).
Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, говорит, что у куклы Маши есть птички: курочка, уточка и т. д., они поют низкими голосами. И есть птенчики: цыплята, утята и т.д., они поют высокими, тоненькими голосами. Птенчики весь день играли во дворе и проголодались, и стали искать свою маму, чтобы она их покормила:
•Пи, пи, пи! Это я! Где же мама моя? – запели цыплята тоненьким голоском. А мама курочка им отвечает:
•Все ко мне. Цыплятки, милые ребятки!
И все остальные птенчики стали звать своих мам.
В ходе игры дети могут поочередно исполнять роль как птиц, так и птенчиков, используя при этом картинки с их изображением.
Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки. (ре – ля).
Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте напевом.
Игровые действия: Пропевать звукоподражания за педагогом.
Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков


"Загадки"
Цель: Развитие чувства ритма и исполнительских навыков.
Задачи: Совершенствовать навыки самостоятельного исполнения ритмического рисунка. Развивать быстроту реакции, фантазию, творческие навыки. Воспитывать музыкальную культуру, коммуникативные навыки.
Материал: ложки деревянные по 2 штуки на ребенка (минус одна, обруч)
Оборудование: музыкальный инструмент, нотное приложение (можно использовать аудиозапись, магнитная доска, ритмическое лото.
Описание игры : 7 – 8 детей стоят по кругу, в правой руке ложка, в центре круга большой обруч, в обруче ложки на одну меньше, чем количество детей.
Принцип игры «Стульчики». Музыкальное сопровождение р. н. п. «Светит месяц»
Под музыку дети бегут по кругу, с неожиданной остановкой музыки необходимо взять вторую ложку.
Тот, кому не досталось второй ложки, выходит из круга и выкладывает «музыкальную загадку» - ритмический рисунок на магнитной доске. Звучит музыка, дети играют на ложках заданный ритмический рисунок. Затем дети кладут ложки в обруч, воспитатель одну убирает.
Игра продолжается.



"Слушай, сочиняй, смотри"
интонационная игра
Цель: Формирование стремления к более глубокому и осмысленному проникновению в музыкальный материал. Развитие умения фиксировать различные его этапы.
Ход игры
Детям предлагается прослушать музыку из любого мультипликационного фильма (без видео ряда) и представить себе историю, отражающую услышанное.
Дети по очереди делятся своими рассказами. Завершается игра просмотром мультфильма и анализом образных совпадений.
Игровые правила: Представить историю.
Игровые действия: Прослушать музыку, поделиться рассказом.
Игровая цель: Осмысление музыкального материала.


«Узнай, какой инструмент звучит»
Программное содержание: Развивать у детей умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.
Ход игры: Педагог рассказывает детям, что встречал веселых музыкантов, которые играли на разных музыкальных инструментах. А вот на каких инструментах они играли должны отгадать дети сами. Для этого педагог использует ширму и имеющиеся в музыкальном уголке детские музыкальные инструменты: бубен, погремушку, дудочку и т.д. Прослушав звучащий за ширмой инструмент, дети называют его и выбирают картинку с его изображением. В игре можно использовать песенку:
-Музыкальных инструментов
Музыкальных инструментов
Знаем мы, ребята, три.
Знаем мы, ребята, пять.
А какой сейчас сыграет,
А какой сейчас сыграет,
Ну-ка быстро говори.
Ты попробуй отгадай.
Музыкальных инструментов
Знаем мы, ребята, семь.
А какой сейчас сыграет
Отгадаем дружно все.
Программное содержание: Развивать музыкальную память через тембровый слух – учить детей различать по слуховому восприятию тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.
Игровые правила: Слушать внимательно звучание инструментов, не мешать отвечать друг другу.
Игровые действия: Выбрать картинки с соответствующими инструментами.
Игровая цель: Первым собрать всех музыкантов.


"Когда начинают звучать предметы»
игра для развития творческого воображения
Цель: Развитие воображения, творческого начала (окружающий мир становится более объёмным и многогранным).
Материал: Подбор необходимых для игры предметов (лист бумаги, карандаш, линейка, а также любые предметы), стихотворные тексты (или ваша фантазия).
Ход игры
В начале игры поочерёдно используются разные предметы для достижения максимального количества звуковых ассоциаций.
Пример: Лёгкое колебание листа бумаги ассоциируется с шумом ветра; сжимание листа бумаги в руках - с шагами на снегу; звук медленно рвущейся бумаги - со скрипом дерева; резкие удары карандашом по листу бумаги напоминают потрескивание горящих поленьев; лёгкое постукивание - капли дождя; удары по кромке бумаги - стук дятла.
Аналогично можно использовать каждый предмет, подключая всевозможные фантазии педагога и детей.
После достижения максимального количества вариантов наступает переход к следующему этапу - звукосочетаний. Далее педагог (родитель) ставит задачи изображения конкретных картин.
Природа: лес, море, ливень.
Природная стихия: буря, шторм, ливень, вьюга.
Передача чувств: гнев, радость, покой, нежность.
На следующем этапе игры усложняются до определённого сюжета, например, озвучивание стихотворения.
Игровые правила: Звуковые ассоциации, звукосочетание.
Игровые действия: Сравнение звучания предметов с разнообразными явлениями.
Игровая цель: Игровые манипуляции с предметами.


«Дождик: кап!»
Ритмическая речевая игра для средней группы
Цель: Развитие чувства ритма
Дети сидят на стульчиках и чётко произносят текст с ритмичным движением рук и ног.
Птица: кар. Кар, кар!
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! ( дети ритмично хлопают в ладоши)
Дождик кап, кап. Кап! (хлопают ладонями по коленям)
Ноги шлёп, шлёп, шлёп! (топают попеременно ногами)
Дети: ха, ха, ха! (вытягивают руки вперёд, ладонями вверх)
Мама: ах, ах, ах! (качают головой, держась за неё руками) Дождик кап, кап, кап, (хлопают ладонями по коленям) Туча: бах. Бах, бах! (топают ногами)


Хитрый мышонок»
развивающая игра для выразительности движений
Цель: Научить детей двигаться выразительно, в соответствии с выбранным музыкальным образом.
Необходимое оборудование: Любой музыкальный инструмент, на котором играет профессионально обученный взрослый или инструмент из подручного материала.
Ход игры
Пространство, отведенное для игры, условно делится на две половины. На одной стороне находится «кот», на другой — «мышиные норки», они отмечаются опознавательными знаками. В игре может принять участие любое количество игроков. При помощи считалочки выбирается водящий, который будет «котом». Дети становятся в круг (в домашних условиях можно задействовать всех членов семьи) и «считаются».
Тара-бара, растобара,
Сидит кот у самовара,
А мышонок — под столом.
Вада — ты, из круга — вон!

Под тихую, но ритмичную и тревожную музыку водящий изображает засыпающего «кота». Остальные игроки - «мыши» прячутся в своих «норках». Музыка меняется, становится более спокойной и тихой. Это для «мышей» служит сигналом того, что «кот» наконец заснул. «Мышки» тихонечко выбегают из своих «норок» и подкрадываются к «сладко спящему коту». Они встают вокруг него и начинают двигаться по часовой стрелке. Прижав палец к губам, «мышки» тихо, в такт музыке нараспев произносят:
Тише, тише, тишина...
Укачали мы кота.
Котик сладко спит
И на мышек не глядит.
Стоит только зашуметь,
Кот наш мышек может съесть!

Музыка внезапно становится быстрой и энергичной, и это значит, что «кот» «проснулся». «Кот» должен поймать возмутителей своего спокойствия.
С окончанием музыки заканчивается и игра. «Кот» пересчитывает свою «добычу».
Игровые правила: Соответствовать образу выбранного персонажа.
Игровые действия: При помощи считалочки выбирается водящий, который будет «котом», остальные «мыши».
Игровая цель: Двигаться выразительно.


«Узнай бубенчик»
Программное содержание: Упражнять детей в различении трех звуков разной высоты (звуки мажорного трезвучия) до-ля-фа.
Ход игры: После исполнения попевки «Бубенчики» Е. Тиличеевой педагог показывает детям карточки с изображением трех разных бубенчиков: верхний бубенчик желтого цвета – Динь, средний бубенчик зеленого цвета – Дан и нижний бубенчик красного цвета – Дон. После этого педагог предлагает детям спеть попевку и показать рукой, на какой высоте располагается каждый из бубенчиков. Когда дети достаточно хорошо освоили это, им показывают рукой и голосом, где он находится, т.е. какой это звук – высокий, средний или низкий.
Бубенчики висят,
Качаются, звенят.
Повторим мы их звон:
Динь-динь, дан-дан, дон-дон.
Программное содержание: Развивать музыкальную память и звуковысотный слух, умение по слуховому восприятию различать высокие, средние и низкие звуки в пределах мажорного трезвучия: до-ля-фа.
Игровые правила: Прослушать напев, не мешать отвечать другим и не подсказывать.
Игровые действия: Отгадать высоту звука, показать ее положением руки или самостоятельно напеть.
Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть изображение.


"Играем в превращения» игра для развития воображения"
Цель игры:
Развитие воображения у старших дошкольников посредством музыкальной разминки.
Необходимый материал: Музыкальная запись «Ритмическое упражнение», музыка С. Соснина.
Ход игры: Педагог (родитель) задает ребятам вопрос: как они относятся к превращениям? Вряд ли найдется хоть один ребенок, который не мечтает стать сказочным волшебником и счастливым обладателем волшебной палочки.
Взрослый говорит о том, что вполне можно обойтись и без магических предметов, достаточно иметь богатое воображение. Он просит детей попытаться «включить» свою фантазию: «Пусть каждый из вас представит, что он сейчас не Петя или Маша, а небольшой красивый мячик. Представили? Какого бы цвета вы желали быть?» Каждый ребенок мысленно подбирает цвет, то есть раскрашивает себя в любимые цвета. Звучит веселая музыка, дети выполняют свободные импровизированные движения: «катятся», «подскакивают», «подпрыгивают».
Задача игроков: Войти в образ мяча, двигаться подобно ему, при этом внимательно слушать музыку и согласовывать с ней свои движения.
Примечание: Приглашением к игре-разминке могут стать такие слова: Раз, два, три, четыре, пять — Будем мы с тобой играть В мяч веселый, озорной, Покатились же, не стой! Слышишь, музыка звучит? Мяч на месте не стоит!
Скачем резво: прыг да скок...
Притомился ты, дружок?
Что ж, немного отдохнем
И опять играть начнем.
При помощи музыки и движений легко снять у детей психологическое и мышечное напряжение.
Игровые правила: Внимательно слушать музыку и согласовывать с ней свои движения.
Игровые действия: Войти в образ мяча, двигаться подобно ему
Игровая цель: Развитие воображения у дошкольников.


«Найди и покажи»
Программное содержание: Упражнять детей в различии звуков по высоте (ре – ля).
Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, используя знакомые детям звукоподражания, обращает внимание на то, что мамы поют низкими голосами, а детки высокими, тонкими; для этого он рассказывает детям о том, что в одном дворе жили утка с утятами (показывает картинки), гусь с гусятами, курица с цыплятами, а на дереве птица с птенчиками и т.д. Однажды, подул сильный ветер, пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы стали искать своих детей. Первой стала звать своих деток мама-утка:
Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!
А утята ей отвечают:
Кря-кря, мы здесь!
Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и т.д.
Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки. (ре-ля).
Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте звука напевом.
Игровые действия: Отгадывать, кого зовут, пропевать соответствующие звукоподражания.
Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков.


«Узнай по голосу»
Программное содержание: Учить детей воспринимать и различать на слух различные звукоподражания.
Ход игры: Педагог показывает детям картинки, на которых нарисованы животные: кошка, собачка, курочка, корова, петушок и т.д. и говорит о том, что все они говорят разными голосами. Например, кошка поет «Мяу», собачка – «Гав», курочка – «Ко-ко-ко» и т.д. Когда дети это усвоят, педагог предлагает им поиграть. Он говорит о том, что у куклы Маши много разных животных: и кошка, и собачка и т.д. Их всех пора кормить, но они разбежались. Послушайте, кого зовет Маша: -Ко-ко-ко!
Дети повторяют за педагогом повторяющиеся звукоподражания, называют животное и выбирают соответствующую картинку, пока не соберут все.
Программное содержание: Развивать элементарную музыкальноаналитическую деятельность детей – учить различать простейшие звукоподражания по слуховому восприятию и соотносить музыкальный образ с изображением на картинке.
Игровые правила: Сначала слушать звукоподражания, затем повторить их за педагогом.
Игровые действия: Выбирать картинки, соответствующие звукоподражаниям.
Игровая цель: Собрать все картинки.


«Сороконожка»
Дети выстраиваются в колонну. Кладут руки друг другу на плечи, изображая сороконожку.
Учатся чётко проговаривать текст, в ритме стихотворения выполнять движения.
Выполняется без музыки.
Шла сороконожка
По сухой дорожке (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
Вдруг закапал дождик: кап!
- Ой, промокнут сорок лап! (Дети останавливаются, слегка приседают)
Насморк мне не нужен
Обойду я лужи! (идут высоко поднимая колени, будто шагая через лужи)
Грязи в дом не принесу
Каждой лапкой потрясу (останавливаются, трясут одной ногой)
И потопаю потом
Ой, какой от лапок гром! (дети топают ногами)


«Веселые лягушата»
Ход игры: Дети стоят в кругу и пропевают текст:
У болота на опушке мы, лягушки-хохотушки.
Будем в ложки мы играть, звонко песни распевать.
Ква-ква, ква-ква. Ква-ква, ква-ква!
Педагог на ложках проигрывает простой ритм, дети повторяют его, играя на ложках.
Для музыкального сопровождения используется любая веселая мелодия двухдольного размера.


«Веселые матрешки»
Ход игры: В игре принимают участие несколько играющих. У взрослого в руках большая яркая матрешка, у детей – маленькие.
«Большая матрешка учит танцевать маленьких», - говорит взрослый. Он отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Участники игры повторяют этот ритмический рисунок своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.


«Три медведя»
Игровой материал: плоские фигурки медведей из картона, раскрашенные в русском стиле. У детей карточки с изображением трех медведей и кружочки.
Ход игры: Педагог: Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают). Послушайте, кто первым зашел в избушку?
(Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.)
Педагог (выводит фигурку): Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение.)


"Кто в домике живет?"
Цель: Развивать у детей умение различать тембр различных детских музыкальных инструментов.
Соотносить зверей с музыкальными инструментами.
Педагог рассматривает картинки с малышами. Предлагает узнать, кто живет в музыкальном домике, на каких инструментах играют звери.
Прослушав звучание музыкальных инструментов, малыши должны назвать инструмент и зверюшку или птичку.
 
Последнее редактирование:

Похожие темы

Сверху Снизу