Татьяна Юрьевна
Member
- 20 Июн 2022
- 654
- 5
Название: Музыкальная литература. Дидактические материалы. Выпуск 3.
Автор: Акимова Лариса Юрьевна
Издательство: Росмэн, г. Москва
Год издания: 2002
Книга предназначена для учащихся детских музыкальных школ и для педагогов, ведущих курс «Музыкальная литература». Работа с учебным пособием облегчает учащимся выполнение домашних заданий и дает возможность лучше усвоить материалы уроков и самостоятельно неоднократно прослушивать музыкальные произведения, записанные на прилагаемых аудиокассетах.
Комплект дополняют аудиокассеты, фонохрестоматия, в которую вошел весь материал, предлагаемый к изучению в курсе «Музыкальная литература».
ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ЖАНР.
ПОНЯТИЕ О ЖАНРАХ
УРОК 1
Романс
1) Вспомните, что такое жанр?
Многие музыкальные жанры группируются по литературно-поэтическим признакам, указы-
вающим на содержание: драматический, эпический, лирический, комический. Дайте определе-
ние каждому из этих жанров.
® Что общего между определением «романская группа языков» и музыкальным терми-
ном «романс»?
Песня и романс — что общего в этих жанрах и чем они отличаются друг от друга?
Задумывались ли вы, зачем композиторы перекладывают стихи на музыку? Зачем стихо-
творению вторая жизнь? Как вы понимаете следующие строки А. Фета:
Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей...
® Что вам известно о жизни и творчестве С. Рахманинова? В какую эпоху он жил?
(См. диаграмму.)
Прослушайте романсы С. Рахманинова «Островок» (| — А — 1), «Здесь хорошо» (1 — А — 2),
«Сирень» (1 — А — 3), «Весенние воды» (1 — А — 4).
На чьи стихи они написаны?
Соедините стрелкой название романса и автора поэтического текста;
«ОСТРОВОК» Е. БЕКЕТОВА
«ЗДЕСЬ ХОРОШО» Ф. ТЮТЧЕВ
«СИРЕНЬ» Г. ГАЛИНА
«ВЕСЕННИЕ ВОДЫ» К. БАЛЬМОНТ (из Шелли)
Бывает так, что прекрасные романсы пишутся на малоизвестные стихи. В таких случаях
композитору удается, по выражению М. Глинки, «омыть их в атмосфере высокой музыки».
По отношению к каким романсам С. Рахманинова это утверждение справедливо?
® Знаете ли вы, что в 1890 — 1900-х гг. в области изобразительного искусства получает
широкое развитие пейзажная лирика? Художника И. Левитана называют создателем нового
типа пейзажа — «пейзажа настроения». «В пейзаже должна быть история души. Он должен
быть звуком, отвечающим сердечным чувствам, — это трудно выразить словом, это так похоже
на музыку», — писал художник К. Коровин.
Какие из прослушанных романсов С. Рахманинова можно назвать лирико-пейзажными (ли-
рико-созерцательными}?
В следующее высказывание известного музыковеда и композитора Б. Асафьева вставьте
вместо точек названия романсов.
«Романсы С. Рахманинова, такие как в действительности были отра-
жением атмосферы новой, тончайшей душевности и касанием музыки русской природы...» **,
® Какова роль фортепианного сопровождения в романсах С. Рахманинова?
Интересно следующее замечание С. Рахманинова по поводу романса «Ночь печальна»:
«...собственно, не ему [т. е. певцу] нужно петь, а аккомпаниатору на рояле». Как вы это объясни-
те? Для каких других романсов С. Рахманинова это замечание верно?
< Проверьте себя: пропойте мелодии и укажите названия романсов С. Рахманинова,
1
АПерге(о
Ро зетрге гопвийо , ——_ о
Роге е4 езртезя о — о —_ ——
® Решите музыкальную задачу «Телефон».
Набирая номера, указанные в центре телефонного диска, вы прочтете названия трех ро-
мансов С. Рахманинова на стихи А. Пушкина,
УРОК 2
Романе
® Прослушайте романсы «Как мне больно» С. Рахманинова (| — А — 5), «Люблю тебя»
Э. Грига (| — А — 6}, «Средь шумного бала» П. Чайковского (| — А — 7), «Клубится волною
кипучей» А. Рубинштейна (| — А — 8).
Каково соотношение музыкального и поэтического образов в этих романсах? Какой из
перечисленных романсов написан на стихи А. Толстого?
@ О каких романсах повествуют следующие фрагменты?
а) «Нина... Эдвард познакомился с ней, приехав к родственникам в Данию. Он играл по
просьбе гостей свои пьесы, когда в комнату вошла Нина. И ему сразу понравились ее лучистые
голубые глаза, пышные волосы, уложенные в скромную прическу.
А какой чистый, сильный оказался у нее голос. Нина спела несколько песен, потом сказала
Эдварду:
— Мне бы хотелось спеть и ваши романсы.
Они часто гуляли по окрестным лугам, и однажды Григ протянул Нине скатанные в трубоч-
ку листы. Нина быстро развернула их и увидела бегущие нотные строчки. А над ними четким
почерком Эдварда выписанное название романса: « ».
— Я хочу попросить вас исполнить романс на концерте, — тихо попросил Эдвард...
Нина стояла на сцене, смотрела в переполненный зал, но видела только Эдварда. И лишь
для него одного звучал ее голос...»*.
6) Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирекой суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты...
Стихотворение это станет одним из лучших в русской любовной лирике. В нем ничего не
придумано, все так, как было. Оно полно реальных примет, документально, как репортаж. Толь-
ко это «репортаж», излившийся из сердца поэта и потому ставший лирическим шедевром, И при-
бавивший еще один бессмертный портрет к галерее «муз русских романсов».
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звук отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
* См.кн.: Мар А. Кобольды живут в Норвегии. М., 1991.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
И смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
Будущее было скрыто от него. Он даже не знал, увидит ли ее еще раз...
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;
И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю...
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
Вскоре после той встречи на бале-маскараде он получил приглашение от нее.
— На этот раз вы от меня не ускользнете! — сказал Алексей Константинович Толстой, вхо-
дя в гостиную Софьи Андреевны Миллер*.
Найдите эти романсы на первой кассете.
® Рассказывает концертмейстер Е. Образцовой В. Чачава: «Когда я только начинал, одна
большая певица объясняла мне, как она исполняла романс Чайковского «Средь шумного бала».
Возможно, она пела по-другому, но рассказывала так: на бал пришел светский человек, как Оне-
гин, и несколько иронически, полушутя-полусерьезно оглядывает в лорнет кружение в вальсе.
Уже тогда я был поражен, неужели можно так трактовать этот романс, одно из самых интимных
и хрупких высказываний Чайковского! Потом я слушал его в записи, в исполнении Собинова и
других певцов. У Собинова, конечно, и намека нет на Онегина с лорнетом. Но многие певцы
удивляли меня тем, как быстро они поют, будто изображают бал реально. Чувствуется даже
светская атмосфера и актерские переживания по поводу «мирской суеты». Романс действитель-
но написан в ритме вальса, но разве это главное, если вдуматься!» **
А что думаете вы? Как, на ваш взгляд, нужно петь этот романс? Послушайте (| — А — 7)
и сравните исполнение с вашей предполагаемой трактовкой.
® Каков поэтический образ стихотворения А. Пушкина «Для берегов отчизны дальной»?
Для берегов отчизны дальной
Ты покидала край чужой;
В чае незабвенный, в час печальный
Я долго плакал пред тобой.
Мои хладеющие руки
Тебя старались удержать;
* Мархасев „Л. Серенада на все времена. Л., 1988.
>* Шейко Р. Елена Образпюва. Записки в пути. Диалоги, М., 1987.С.282.
Томленья страшного разлуки
Мой стон молил не прерывать.
Но ты от горького лобзанья
Свои уета оторвала;
Из края мрачного изгнанья
Ты в край иной меня звала.
Ты говорила: «В день свиданья
Под небом вечно голубым,
В тени олив, любви лобзанья
Мы вновь, мой друг, соединим».
Но там, увы, где неба своды
Сияют в блеске голубом,
Где тень олив легла на воды,
Заснула ты последним сном.
Твоя краса, твои страданья
Исчезли в урне гробовой —
А еними поцелуй свиданья...
Но жду его; он за тобой...
Автор: Акимова Лариса Юрьевна
Скачать
Издательство: Росмэн, г. Москва
Год издания: 2002
Скачать
Книга предназначена для учащихся детских музыкальных школ и для педагогов, ведущих курс «Музыкальная литература». Работа с учебным пособием облегчает учащимся выполнение домашних заданий и дает возможность лучше усвоить материалы уроков и самостоятельно неоднократно прослушивать музыкальные произведения, записанные на прилагаемых аудиокассетах.
Комплект дополняют аудиокассеты, фонохрестоматия, в которую вошел весь материал, предлагаемый к изучению в курсе «Музыкальная литература».
ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ЖАНР.
ПОНЯТИЕ О ЖАНРАХ
УРОК 1
Романс
1) Вспомните, что такое жанр?
Многие музыкальные жанры группируются по литературно-поэтическим признакам, указы-
вающим на содержание: драматический, эпический, лирический, комический. Дайте определе-
ние каждому из этих жанров.
® Что общего между определением «романская группа языков» и музыкальным терми-
ном «романс»?
Песня и романс — что общего в этих жанрах и чем они отличаются друг от друга?
Задумывались ли вы, зачем композиторы перекладывают стихи на музыку? Зачем стихо-
творению вторая жизнь? Как вы понимаете следующие строки А. Фета:
Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей...
® Что вам известно о жизни и творчестве С. Рахманинова? В какую эпоху он жил?
(См. диаграмму.)
Прослушайте романсы С. Рахманинова «Островок» (| — А — 1), «Здесь хорошо» (1 — А — 2),
«Сирень» (1 — А — 3), «Весенние воды» (1 — А — 4).
На чьи стихи они написаны?
Соедините стрелкой название романса и автора поэтического текста;
«ОСТРОВОК» Е. БЕКЕТОВА
«ЗДЕСЬ ХОРОШО» Ф. ТЮТЧЕВ
«СИРЕНЬ» Г. ГАЛИНА
«ВЕСЕННИЕ ВОДЫ» К. БАЛЬМОНТ (из Шелли)
Бывает так, что прекрасные романсы пишутся на малоизвестные стихи. В таких случаях
композитору удается, по выражению М. Глинки, «омыть их в атмосфере высокой музыки».
По отношению к каким романсам С. Рахманинова это утверждение справедливо?
® Знаете ли вы, что в 1890 — 1900-х гг. в области изобразительного искусства получает
широкое развитие пейзажная лирика? Художника И. Левитана называют создателем нового
типа пейзажа — «пейзажа настроения». «В пейзаже должна быть история души. Он должен
быть звуком, отвечающим сердечным чувствам, — это трудно выразить словом, это так похоже
на музыку», — писал художник К. Коровин.
Какие из прослушанных романсов С. Рахманинова можно назвать лирико-пейзажными (ли-
рико-созерцательными}?
В следующее высказывание известного музыковеда и композитора Б. Асафьева вставьте
вместо точек названия романсов.
«Романсы С. Рахманинова, такие как в действительности были отра-
жением атмосферы новой, тончайшей душевности и касанием музыки русской природы...» **,
® Какова роль фортепианного сопровождения в романсах С. Рахманинова?
Интересно следующее замечание С. Рахманинова по поводу романса «Ночь печальна»:
«...собственно, не ему [т. е. певцу] нужно петь, а аккомпаниатору на рояле». Как вы это объясни-
те? Для каких других романсов С. Рахманинова это замечание верно?
< Проверьте себя: пропойте мелодии и укажите названия романсов С. Рахманинова,
1
АПерге(о
Ро зетрге гопвийо , ——_ о
Роге е4 езртезя о — о —_ ——
® Решите музыкальную задачу «Телефон».
Набирая номера, указанные в центре телефонного диска, вы прочтете названия трех ро-
мансов С. Рахманинова на стихи А. Пушкина,
УРОК 2
Романе
® Прослушайте романсы «Как мне больно» С. Рахманинова (| — А — 5), «Люблю тебя»
Э. Грига (| — А — 6}, «Средь шумного бала» П. Чайковского (| — А — 7), «Клубится волною
кипучей» А. Рубинштейна (| — А — 8).
Каково соотношение музыкального и поэтического образов в этих романсах? Какой из
перечисленных романсов написан на стихи А. Толстого?
@ О каких романсах повествуют следующие фрагменты?
а) «Нина... Эдвард познакомился с ней, приехав к родственникам в Данию. Он играл по
просьбе гостей свои пьесы, когда в комнату вошла Нина. И ему сразу понравились ее лучистые
голубые глаза, пышные волосы, уложенные в скромную прическу.
А какой чистый, сильный оказался у нее голос. Нина спела несколько песен, потом сказала
Эдварду:
— Мне бы хотелось спеть и ваши романсы.
Они часто гуляли по окрестным лугам, и однажды Григ протянул Нине скатанные в трубоч-
ку листы. Нина быстро развернула их и увидела бегущие нотные строчки. А над ними четким
почерком Эдварда выписанное название романса: « ».
— Я хочу попросить вас исполнить романс на концерте, — тихо попросил Эдвард...
Нина стояла на сцене, смотрела в переполненный зал, но видела только Эдварда. И лишь
для него одного звучал ее голос...»*.
6) Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирекой суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты...
Стихотворение это станет одним из лучших в русской любовной лирике. В нем ничего не
придумано, все так, как было. Оно полно реальных примет, документально, как репортаж. Толь-
ко это «репортаж», излившийся из сердца поэта и потому ставший лирическим шедевром, И при-
бавивший еще один бессмертный портрет к галерее «муз русских романсов».
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звук отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
* См.кн.: Мар А. Кобольды живут в Норвегии. М., 1991.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
И смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
Будущее было скрыто от него. Он даже не знал, увидит ли ее еще раз...
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;
И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю...
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
Вскоре после той встречи на бале-маскараде он получил приглашение от нее.
— На этот раз вы от меня не ускользнете! — сказал Алексей Константинович Толстой, вхо-
дя в гостиную Софьи Андреевны Миллер*.
Найдите эти романсы на первой кассете.
® Рассказывает концертмейстер Е. Образцовой В. Чачава: «Когда я только начинал, одна
большая певица объясняла мне, как она исполняла романс Чайковского «Средь шумного бала».
Возможно, она пела по-другому, но рассказывала так: на бал пришел светский человек, как Оне-
гин, и несколько иронически, полушутя-полусерьезно оглядывает в лорнет кружение в вальсе.
Уже тогда я был поражен, неужели можно так трактовать этот романс, одно из самых интимных
и хрупких высказываний Чайковского! Потом я слушал его в записи, в исполнении Собинова и
других певцов. У Собинова, конечно, и намека нет на Онегина с лорнетом. Но многие певцы
удивляли меня тем, как быстро они поют, будто изображают бал реально. Чувствуется даже
светская атмосфера и актерские переживания по поводу «мирской суеты». Романс действитель-
но написан в ритме вальса, но разве это главное, если вдуматься!» **
А что думаете вы? Как, на ваш взгляд, нужно петь этот романс? Послушайте (| — А — 7)
и сравните исполнение с вашей предполагаемой трактовкой.
® Каков поэтический образ стихотворения А. Пушкина «Для берегов отчизны дальной»?
Для берегов отчизны дальной
Ты покидала край чужой;
В чае незабвенный, в час печальный
Я долго плакал пред тобой.
Мои хладеющие руки
Тебя старались удержать;
* Мархасев „Л. Серенада на все времена. Л., 1988.
>* Шейко Р. Елена Образпюва. Записки в пути. Диалоги, М., 1987.С.282.
Томленья страшного разлуки
Мой стон молил не прерывать.
Но ты от горького лобзанья
Свои уета оторвала;
Из края мрачного изгнанья
Ты в край иной меня звала.
Ты говорила: «В день свиданья
Под небом вечно голубым,
В тени олив, любви лобзанья
Мы вновь, мой друг, соединим».
Но там, увы, где неба своды
Сияют в блеске голубом,
Где тень олив легла на воды,
Заснула ты последним сном.
Твоя краса, твои страданья
Исчезли в урне гробовой —
А еними поцелуй свиданья...
Но жду его; он за тобой...