Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Музыкальная литература. Дидактические материалы. Выпуск 3.Акимова

Татьяна Юрьевна

Татьяна Юрьевна

Member
20 Июн 2022
654
5
Название: Музыкальная литература. Дидактические материалы. Выпуск 3.
Автор: Акимова Лариса Юрьевна


Скачать


Издательство: Росмэн, г. Москва


Год издания: 2002


Скачать


Книга предназначена для учащихся детских музыкальных школ и для педагогов, ведущих курс «Музыкальная литература». Работа с учебным пособием облегчает учащимся выполнение домашних заданий и дает возможность лучше усвоить материалы уроков и самостоятельно неоднократно прослушивать музыкальные произведения, записанные на прилагаемых аудиокассетах.


Комплект дополняют аудиокассеты, фонохрестоматия, в которую вошел весь материал, предлагаемый к изучению в курсе «Музыкальная литература».




ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ЖАНР.
ПОНЯТИЕ О ЖАНРАХ

УРОК 1

Романс

1) Вспомните, что такое жанр?
Многие музыкальные жанры группируются по литературно-поэтическим признакам, указы-
вающим на содержание: драматический, эпический, лирический, комический. Дайте определе-
ние каждому из этих жанров.

® Что общего между определением «романская группа языков» и музыкальным терми-
ном «романс»?
Песня и романс — что общего в этих жанрах и чем они отличаются друг от друга?
Задумывались ли вы, зачем композиторы перекладывают стихи на музыку? Зачем стихо-
творению вторая жизнь? Как вы понимаете следующие строки А. Фета:

Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей...

® Что вам известно о жизни и творчестве С. Рахманинова? В какую эпоху он жил?
(См. диаграмму.)
Прослушайте романсы С. Рахманинова «Островок» (| — А — 1), «Здесь хорошо» (1 — А — 2),
«Сирень» (1 — А — 3), «Весенние воды» (1 — А — 4).
На чьи стихи они написаны?
Соедините стрелкой название романса и автора поэтического текста;

«ОСТРОВОК» Е. БЕКЕТОВА

«ЗДЕСЬ ХОРОШО» Ф. ТЮТЧЕВ

«СИРЕНЬ» Г. ГАЛИНА

«ВЕСЕННИЕ ВОДЫ» К. БАЛЬМОНТ (из Шелли)

Бывает так, что прекрасные романсы пишутся на малоизвестные стихи. В таких случаях
композитору удается, по выражению М. Глинки, «омыть их в атмосфере высокой музыки».
По отношению к каким романсам С. Рахманинова это утверждение справедливо?

® Знаете ли вы, что в 1890 — 1900-х гг. в области изобразительного искусства получает

широкое развитие пейзажная лирика? Художника И. Левитана называют создателем нового
типа пейзажа — «пейзажа настроения». «В пейзаже должна быть история души. Он должен
быть звуком, отвечающим сердечным чувствам, — это трудно выразить словом, это так похоже
на музыку», — писал художник К. Коровин.

Какие из прослушанных романсов С. Рахманинова можно назвать лирико-пейзажными (ли-
рико-созерцательными}?

В следующее высказывание известного музыковеда и композитора Б. Асафьева вставьте
вместо точек названия романсов.

«Романсы С. Рахманинова, такие как в действительности были отра-
жением атмосферы новой, тончайшей душевности и касанием музыки русской природы...» **,

® Какова роль фортепианного сопровождения в романсах С. Рахманинова?
Интересно следующее замечание С. Рахманинова по поводу романса «Ночь печальна»:
«...собственно, не ему [т. е. певцу] нужно петь, а аккомпаниатору на рояле». Как вы это объясни-
те? Для каких других романсов С. Рахманинова это замечание верно?

< Проверьте себя: пропойте мелодии и укажите названия романсов С. Рахманинова,

1

АПерге(о

Ро зетрге гопвийо , ——_ о



Роге е4 езртезя о — о —_ ——


® Решите музыкальную задачу «Телефон».
Набирая номера, указанные в центре телефонного диска, вы прочтете названия трех ро-
мансов С. Рахманинова на стихи А. Пушкина,


УРОК 2

Романе

® Прослушайте романсы «Как мне больно» С. Рахманинова (| — А — 5), «Люблю тебя»
Э. Грига (| — А — 6}, «Средь шумного бала» П. Чайковского (| — А — 7), «Клубится волною
кипучей» А. Рубинштейна (| — А — 8).
Каково соотношение музыкального и поэтического образов в этих романсах? Какой из
перечисленных романсов написан на стихи А. Толстого?

@ О каких романсах повествуют следующие фрагменты?

а) «Нина... Эдвард познакомился с ней, приехав к родственникам в Данию. Он играл по
просьбе гостей свои пьесы, когда в комнату вошла Нина. И ему сразу понравились ее лучистые
голубые глаза, пышные волосы, уложенные в скромную прическу.

А какой чистый, сильный оказался у нее голос. Нина спела несколько песен, потом сказала
Эдварду:

— Мне бы хотелось спеть и ваши романсы.

Они часто гуляли по окрестным лугам, и однажды Григ протянул Нине скатанные в трубоч-
ку листы. Нина быстро развернула их и увидела бегущие нотные строчки. А над ними четким
почерком Эдварда выписанное название романса: « ».

— Я хочу попросить вас исполнить романс на концерте, — тихо попросил Эдвард...

Нина стояла на сцене, смотрела в переполненный зал, но видела только Эдварда. И лишь
для него одного звучал ее голос...»*.

6) Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирекой суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты...

Стихотворение это станет одним из лучших в русской любовной лирике. В нем ничего не
придумано, все так, как было. Оно полно реальных примет, документально, как репортаж. Толь-
ко это «репортаж», излившийся из сердца поэта и потому ставший лирическим шедевром, И при-
бавивший еще один бессмертный портрет к галерее «муз русских романсов».

Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,

Как звук отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.

* См.кн.: Мар А. Кобольды живут в Норвегии. М., 1991.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,

И смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.

Будущее было скрыто от него. Он даже не знал, увидит ли ее еще раз...

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь —
Я вижу печальные очи,

Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,

И в грезах неведомых сплю...
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!

Вскоре после той встречи на бале-маскараде он получил приглашение от нее.

— На этот раз вы от меня не ускользнете! — сказал Алексей Константинович Толстой, вхо-
дя в гостиную Софьи Андреевны Миллер*.

Найдите эти романсы на первой кассете.

® Рассказывает концертмейстер Е. Образцовой В. Чачава: «Когда я только начинал, одна
большая певица объясняла мне, как она исполняла романс Чайковского «Средь шумного бала».
Возможно, она пела по-другому, но рассказывала так: на бал пришел светский человек, как Оне-
гин, и несколько иронически, полушутя-полусерьезно оглядывает в лорнет кружение в вальсе.
Уже тогда я был поражен, неужели можно так трактовать этот романс, одно из самых интимных
и хрупких высказываний Чайковского! Потом я слушал его в записи, в исполнении Собинова и
других певцов. У Собинова, конечно, и намека нет на Онегина с лорнетом. Но многие певцы
удивляли меня тем, как быстро они поют, будто изображают бал реально. Чувствуется даже
светская атмосфера и актерские переживания по поводу «мирской суеты». Романс действитель-
но написан в ритме вальса, но разве это главное, если вдуматься!» **
А что думаете вы? Как, на ваш взгляд, нужно петь этот романс? Послушайте (| — А — 7)
и сравните исполнение с вашей предполагаемой трактовкой.

® Каков поэтический образ стихотворения А. Пушкина «Для берегов отчизны дальной»?

Для берегов отчизны дальной

Ты покидала край чужой;

В чае незабвенный, в час печальный
Я долго плакал пред тобой.

Мои хладеющие руки
Тебя старались удержать;

* Мархасев „Л. Серенада на все времена. Л., 1988.
>* Шейко Р. Елена Образпюва. Записки в пути. Диалоги, М., 1987.С.282.
Томленья страшного разлуки
Мой стон молил не прерывать.

Но ты от горького лобзанья
Свои уета оторвала;

Из края мрачного изгнанья

Ты в край иной меня звала.

Ты говорила: «В день свиданья
Под небом вечно голубым,

В тени олив, любви лобзанья
Мы вновь, мой друг, соединим».

Но там, увы, где неба своды
Сияют в блеске голубом,

Где тень олив легла на воды,
Заснула ты последним сном.
Твоя краса, твои страданья
Исчезли в урне гробовой —
А еними поцелуй свиданья...
Но жду его; он за тобой...

Скачать

 
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →
Похожие темы История
Анна Кирилловна 120
Любовь Васильевна 578
Любовь Васильевна 1K
Любовь Васильевна 698
Тамара Леонидовна 657
Елена Григорьевна 1K
Елена Григорьевна 1K
Татьяна Юрьевна 558
Любовь Васильевна 440
Татьяна Юрьевна 553

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу