Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Н. Куприна. Звучащие образы мира в контексте проблем дошкольной музыкальной педагогики

Алина Дмитриевна

Алина Дмитриевна

Member
16 Июл 2022
781
2
Автор: Н. Куприна

СКАЧАТЬ
Год: 2003
Издательство: Екатеринбург: УГПУ
Страниц: 116
Формат: PDF
Размер: 5,4 МВ
Язык: русский
СКАЧАТЬ

В пособии рассматривается история европейской музыки, анализируются музыкальные произведения различных стилей, поднимаются проблемы музыкального воспитания детей. Пособие обращено к студентам педагогических вузов факультетов дошкольного образования и нацелено на то, чтобы методологически оснастить будущих организаторов музыкально-воспитательной работы с детьми, сориентировать их на творческое проведение в дальнейшем музыкальных занятий в ДОУ.
Оглавление
Введение
1. Архаические пласты музыкального фольклора
2. Музыкальная культура античности.
3. Музыкальная культура европейского средневековья.
4. Музыкальная культура средневековой Руси
5. Музыкальная культура эпохи Возрождения
6. Музыкальное искусство XVII - начала ХУШ века.
7 Музыкальный романтизм XIX века
8.Музыкальная культура XX века.
-Литература
-Приложение
Введение
Детство - это период вхождения в окружающий мир, это время, когда за-
кладывается образ будущей жизни и образ себя самого. При этом само мышле-
ние ребенка носит наглядно-образный характер, сознание его целостно и мифо-
логично. Дети постигают действительность и ее законы через эмоционально-
чувственное переживание образов окружающего мира.
Хранителем образов мира и образов взаимоотношения с ним человека яв-
ляется искусство. Мир искусства - это образная память человечества. Важней-
шая функция искусства - его содействие самопознанию человека, формирова-
нию его собственного миро отношения. Воспитание ребенка в духе гуманизма
предполагает опору на художественные образы, воплощающие гармонию мира
природы и мира взаимоотношений людей, эталоны доброго, чуткого, ответст-
венного отношения ко всему живому, ко всему окружающему, ценность чело-
веческой жизни и индивидуальности.
Среди различных видов искусства музыка выделяется наиболее тееной
связью с эмоциональным переживанием мировоззренческих, этических ценно-
стей, с индивидуальным эмоционально-психологическим опытом. Музыка - эго
целый мир эмоций, звучащих в художественных образах, и вхождение в этот
мир, знакомство и взаимодействие с ним обогащает ребенка, затрагивает самые
разнообразные стороны его личности. Насыщение среды, в которой развивается
ребенок, гуманистически ориентированными, значимыми для его становления и
пахо;гящими эмоциональный отклик в его душе звучащими образами является
важнейшим педагогическим условием воспитательного процесса.
В программных документах последних лет акцентируется положение о
важности создания развивающей эстетической среды в детских образователь-
ных учреждениях. В «Концепции дошкольного воспитания», «Типовом поло-
жении о дошкольном образовательном учреждении», в современных програм-
мах ДОУ обязательным условием интеллектуального и личностного развития
ребенка выступает насыщение окружающей его среды факторами эстетическо-
го, художественно-образного воздействия.
13 современных программах ДОУ вопросам организации развивающей эс-
тетической среды, включая ее музыкальный компонент, уделяется большое
внимание. Музыкальный репертуар по слушанию музыки, песни для разучива-
ния с детьми, музыкальные игры, рекомендации по оформлению звукового фо-
на в жизни ребенка широко и полно представлены в программах и методиче-
ских разработках. При этом акцентируется воспитательный потенциал музы-
кального искусства, воздействие музыки на эмоционально-чувственную сферу
ребенка, связь развития музыкальности с целостным развитием личности ре-
бенка.
В то же время в практической работе ДОУ к вопросам организации музы-
кально-эстетической среды педагоги подчас подходят формально. Многие му-
зыкальные руководители ориентируются в своей работе на учебно-
дисциплинарную модель, нацеливая музыкальные занятия, главным образом,
на приобретение детьми знаний, умений и навыков. Праздники и развлечения
4
часто приобретают вид показательных выступлений перед родителями и адми-
нистрацией ДОУ, а подготовка к ним детей связана с усиленными тренировка-
ми и репегициями. В результате музыкально-эстетическая среда в ДОУ оказы-
вается обедненной, не полноценной с точки зрения реализации ее воспитатель-
ной функции.
Между тем, и современных отечественных программах воспитания в
ДОУ «Гармония», «Синтез», «Радуга», «Истоки», «Детство», «Росток» акцен-
тируется воспитательный потенциал музыкального искусства. Задача педагога
заключается в том, чтобы помочь ребенку сформировать в своем сознании «ин-
тонационный словарь», основанный на эталонных произведениях музыкально-
го искусства прошлого и современности. Современные программы характери-
зуются новым подходом к подбору музыкального репертуара для детей. В ра-
боте с детьми используется самая разнообразная музыка: произведения отече-
ственной и зарубежной детской классики, образцы фольклора, творчество мас-
теров наших дней, художественные творения всех эпох. Принцип доступности
для восприятия детьми рассматривается в них «в плане возможности воспри-
ятия эмоционального содержания, соответствия чувствам, которые дети спо-
собны пережить в данный момент» (38, с. 80).
Необходимым условием развития музыкальности в процессе слушания
музыки является включение эмоционального опыта ребенка, развитие культуры
эмоциональной отзывчивости, чувственного восприятия художественных явле-
ний. На первый план выдвигается практический метод развития музыкального
восприятия: «необходимо сочетать восприятие музыки с практическими дейст-
виями, помогающими ребенку как бы «пропустить музыку через себя», выра-
зить во внешних проявлениях свои переживания» (51, с. 8). В разработки музы-
кальных занятий включаются разнообразные формы творческой игровой и ис-
полнительской деятельности детей: темброво-шумовые аккомпанементы, раз-
нообразные игры со звуками, музыкально-ритмические движения, пластиче-
ские импровизации, рисование музыки, интонационно-речевые игры и т.п.
Возрастают требования к профессиональным качествам и умениям музы-
кальных руководителей детских образовательных учреждений, к педагогам-
методистам. От педагога периода детства требуется сегодня творческий подход
к организации музыкальной игровой деятельности детей, широкая эрудиция,
способность ориентироваться в художественных явлениях прошлого и совре-
менности, в проблемах детского музыкального воспитания.
Данное учебное пособие включает в свои задачи анализ истории европей-
ской музыки в контексте проблем музыкального воспитания и методологиче-
ское оснащение студентов - будущих организаторов музыкально-
воспигатсльной работы с детьми, их ориентацию на творческое проведение в
дальнейшем музыкальных занятий ДОУ
1. Архаические пласты музыкального фольклора
С точки зрения дошкольной педагогики обращение к древнейшим, ар-
хаическим пластам культуры интересно как обращение к детству, истокам му-
зыкальной культуры. В педагогической науке существует теория параллелизма
процессов онто- и филогенеза, суть которой в том, что ребенок в своем разви-
тии повторяет развитие человеческого рода. Своеобразным подтверждением
тгому тезису является соответствие некоторых закономерностей произведений
архаического и детского фольклора. С этой точки зрения архаические пласты
народной музыкальной культуры, общие черты которых сохранились в дошед-
ших до нас произведениях детского фольклора, могут послужить ориентиром и
для музыкальной педагогики периода детства.
История музыкального искусства началась с природно-игггонируемого
звука, голосового звучания. Человеческий голос и был первым инструментом,
дарованным человеку природой для выражения своих эмоций и переживаний.
Многие музыкальные инструменты так или иначе подражают человеческому
голосу Так, струнные и духовые инструменты созданы по аналогии с человече-
ским вокальным аппаратом и в своем устройстве копируют работу напрягаю-
щихся голосовых связок, мышц гортани, приводящих к колебанию и измене-
нию величины дыхательного столба. Ударные инструменты имитируют хлопки
ладоней, притопы ног, т.е. ритмичные движения человеческого тела в процессе
пения и выразительного интонирования.
Голосу в древности люди придавали магическое значение. Для человека
архаического общества голосовое звучание обладало огромной значимостью.
Оно было не только средством общения, но расценивалось как показатель
внутренней энергии человека, его возраста, качества здоровья, силы, эмоцио-
нального состояния. Звук служил средством ориентации в пространстве, соот-
несения себя с миром природы. Звук выступал и способом контакта с собст-
венным телом, средством включения адаптационных механизмов.
В древности знали, что пение и ритмичные движения могут исцелить че-
ловека. В мифах и сказаниях разных народов певцы и музыканты наделены
сверхъестественными способностями. Мифы Древней Греции донесли до нас
образы певца Орфея, способной) пением смягчать души людей и укрощать ди-
ких зверей, врача Асклепиада, звуками музыки усмирявшего раздоры и исце-
лявшего больных. Герой русского эпоса Садко с помощью пения управлял мор-
ской стихией. У народов Северного Урала и сейчас принято приглашать в дом
к больному певца как лекаря, способного игрой и пением излечить больного и
даже предсказать его судьбу. По поверьям ханты и манси научиться игре на му-
зыкальных инструментах может только гот, кто вступил в связь с духами, кому
они оказывают свое покровительство.
СКАЧАТЬ

Сборники

Книги для музыкальных руководителей
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу
Ответить