Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Народные игры с пением. Практическое пособие. 2000 год. Зимина А.Н.

Алина Дмитриевна

Алина Дмитриевна

Member
16 Июл 2022
782
2

Зимина А.Н. Народные игры с пением. Практическое пособие. 2000 год​


        2000  1


СКАЧАТЬ

В пособии приведены игры с пением, оказывающие большое эмоциональ-
ное воздействие в первую очередь потому, что мелодия связывает движения
детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение. Кроме того,
пение как бы подспудно позволяет детям усвоить сквозную, куплетную и куп-
летную с запевом и припевом структуру народной песни.

Пособие адресовано воспитателям ДОУ, учителям начальной школы, сту-
дентам педагогических вузов и колледжей.
СКАЧАТЬ
ВВЕДЕНИЕ
Повышение уровня музыкальной культуры нашего
общества - актуальная и, к сожалению, вместе с тем
трудноразрешимая задача. Народ, который издревле от
рода к роду бережно передавал фольклорное музыкаль-
ное искусство, почти потерял потребность в нем. А ведь
известно: что не заложено в душу с детства, потом не-
восполнимо. Семья, детский сад, школа - возможные
сферы приобщения детей к прекрасному, таинственно-
му миру музыки, глубоко проникающему в чувства и
сознание ребенка. Но родители, в подавляющем своем
большинстве, оторваны от корней народного музициро-
вания; в дошкольных учреждениях еще до сих пор осу-
ществляется лишь подготовка элементарных музыкаль-
ных номеров к праздникам в ущерб певческим и музы-
кально-ритмическим умениям, развитию творческих
навыков; а низкий уровень школьного музыкального
образования создает не просто малоподготовленного
слушателя, а порой и человека с испорченным вкусом.
Поэтому так необходимо на занятиях музыки вспомнить
об истоках музыкальной культуры, вернуть утерянное
из народных традиций, обрядов, из самобытного твор-
чества певцов, баянистов и ударно-шумовых оркестров
той или иной местности. Ведь недаром говорится, что
народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будуще-
го. Детские колядки, игровые попевки, колыбельные,
шуточные песни, заклички должны занять не последнее
место в системе музыкального образования. В них чер-
пали вдохновение и новые темы прославленные компо-
зиторы.
Классическое наследие как академической, так и
фольклорной музыки формирует личность, творчески
ее развивает, учит детей видеть и переживать красоту.
Красота же лежит в сфере чувств, и никакая наука не
может дать человеку рецепты ее восприятия. Только в
ходе правильного воспитания у него возникают необхо-
димые адекватные чувства. В младшем возрасте ребе-
нок особенно активно впитывает чужой и собственный
опыт, превращает его в привычку, в норму поведения.
Музыка, особенно народная, в процессе воспитания от-
личается от других предметов тем, что ей доступно пе-
редавать непосредственное движение человеческой жиз-
ни, она способна воплотить в себе дух эпохи, характер
нации. Поэтому необходимо помнить, что и классичес-
кая музыка, и многие из современных направлений
музыкального искусства выросли из народной культу-
ры.
Педагогу необходимо творчески подходить к реше-
нию проблемы музыкального воспитания и развития
детец. Использовать различные варианты занятий - те-
матические, комплексные, доминирующие и др. Неук-
лонно в интересной игровой форме повышать знания
детей о музыкальных жанрах, средствах музыкальной
выразительности. Сформировать у них представление
о музыке “программной”, запечатлевающей конкретное
сюжетное содержание, и “непрограммной”, передающей
целую гамму чувств, настроений без указания на их кон-
кретный источник. Сделать все, чтобы дети получили
возможность душой приблизиться к музыке, чтобы на
основе знаний и умений у них возникла потребность в
общении с музыкой, психологическая готовность к ее
восприятию, стремление к самосовершенствованию в
различных видах музыкального искусства.
Огромную роль в воспитательно-образовательном
процессе средствами музыкального искусства играет
ознакомление детей с народным творчеством своей Ро-
дины. Детям еще недоступно в полном объеме понятие
о Родине, но именно в детстве зарождается любовь к ней.
Для ребенка Родина - это близкие люди и прежде всего
мать. Это дом, в котором он живет, улица, где играет с
друзьями, его школа, окружающая природа. Это те
сказки, стихи, песни, которые он слышит и считает ин-
тересными и красивыми, ибо так считают уважаемые
им взрослые и сверстники. От того, что он видит и слы-
шит в детстве, зависит формирование его сознания и
отношения к окружающему миру. Поэтому система на-
чального воспитания и образования должна предусмат-
ривать формирование у ребенка чувств сопричастности
традициям и духовным ценностям Родины. Одной из
таких ценностей является народная музыка, региональ-
ная фольклористика. Фольклор считается школой со-
циального опыта и дает ребенку возможность разносто-
ронне познать действительность, историю, нацио-
нальные особенности труда и быта своего народа, его
нравы и обычаи, черты характера. Первые впечатления
об этом возникают при использовании в педагогическом
процессе понятных и близких детям потешек, попевок,
закличек, плясовых мелодий, игровых песенок, кото-
рые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, опти-
мизмом и неиссякаемой энергией русского народа. В
них также прослеживается поклонение человека труду,
— в тех промыслах и занятиях, которые свойственны
данной местности; есть элементы нравственного и эсте-
тического воспитания. Создатели народной музыки
пели о нелегких условиях жизни людей, о повадках
птиц и животных, о взаимоотношениях человека и мира
природы, воспевали силу взаимовыручки и совместного
труда. Известно, что природа музыкального фольклора
имеет импровизационную основу и сочетает в себе музы-
ку, поэзию и пластику движений. Все это, вследствие
индивидуальности оттенков переживаний и мироощуще-
ния человека, открывало дорогу бесчисленным и богатым
вариациям существующих тем, мелодий, фигур хорово-
дов и т.д. Все это близко эмоциональной, жаждущей дви-
гательной активности, натуре ребенка. Его личность раз-
вивается и формируется в деятельности. Игра является
фундаментальной ее основой. Народная педагогика по-
средством организации игровой деятельности передава-
ла молодому поколению сложившиеся в течение веков
трудовые, нравственные и эстетические идеалы, понятия
об окружающем мире и взаимоотношениях поколений.
Через игры формировалось детское художественно-об-
разное мышление. Они способствовали развитию само-
стоятельности, творческой активности. Народные игры
в какой-то степени и по сей день являются школой жиз-
ненного опыта, накопленного предыдущими поколени-
ями, школой усвоения обычаев и традиций националь-
ной культуры. Коллективные игры в педагогической си-
стеме не должны быть забыты, но и не должны внедрять-
ся в воспитательно-образовательный процесс по проду-
манной педагогом “сухой” системе, с учетом психофизи-
ологических особенностей детей,Шужно помнить, что
игры достигают положительных результатов лишь тог-
да, когда они исполнят свое главное назначение - доста-
вят детям удовольствие и радость, а не будут нудной тре-
нировкой, учебным заданием.
Мы приводим игры с пением, собранные Я.И. Душеч-
киным (1903 г.) и Ин. Устюжаниновым (1914 г.) в сред-
ней полосе России, с музыкальным оформлением
Ин. Устюжанинова.
СКАЧАТЬ
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу