Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (младшая группа). Каплунова И.М., Новоскольцева И.А.

Алина Дмитриевна

Алина Дмитриевна

Member
16 Июл 2022
782
2
Название: Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (младшая группа).

Автор: Каплунова Ирина Михайловна, Новоскольцева Ирина Арсентьевна



Издательство: Композитор, г. Санкт-Петербург

Год издания: 1999

Данная программа представляет собой план работы по музыкальному воспитанию детей 3-7 лет. Предлагаемый материал дает возможность музыкальным руководителям проводить занятия в интересной, увлекательной форме. Принцип построения занятий традиционный, но с введением необычных игровых моментов и вариантов.

В программу включен новый раздел - «Развитие чувства ритма». Разнообразные упражнения помогут детям легко двигаться и быстрее осваивать музыкальные инструменты.

Изменен подход к разделу «Слушание музыки». Благодаря яркому и характерному музыкальному материалу дети достаточно легко смогут выразить свое отношение к музыке словесно, через движение, в рисунке. В интересной и доступной форме познакомятся с творчеством П. И. Чайковского. Предлагаемый фольклорный материал внесет в занятия радостные минутки.


Программа «Ладушки» поможет превратить каждое занятие в маленький праздник. Пусть наш девиз станет вашим: «Ввести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой!»

Рецензии
Данная программа представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она является авторской и по содержанию и по методике, учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх.

Авторами справедливо определяются как приоритетные и реализуются в программе задачи
обогащения детей музыкальными впечатлениями, развития воображения и чувства ритма, раскрепощения в общении, развития творческой активности и желания музицировать.

Программа "Ладушки” разрабатывалась и осуществляется как составная часть комплексной программы "Лада" — творческого развития детей на материале русской культуры и на основе
синкретизма детского восприятия и творчества, программы, создаваемой педагогическим коллективом детского сада № 52 Кировского района Санкт-Петербурга. Занятия по этой программе
координируются событиями актуального, природного и историко-культурного календарей. Это способствует органичному включению музыкальных занятий в духовно-практическую жизнь детей
в детском дошкольном учреждении.

Программа создана на основе опыта пятилетней работы в этом направлении.

Профессионализм и творчество педагогов Каплуновой И.М. и Новоскольцевой И.А. и педагогические качества программы "Ладушки" достойны высокой оценки.

Кандидат педагогических наук, заслуженный деятель
искусств России, заведующая кафедрой художественной
керамики и стекпа Санкт-Петербуреской государст-
венной академии декоративно-прикладного искусства
О.Л.Некрасова-Каратеева

Использование современных методов и систем музыкального воспитания дало возможность
авторам выйти на создание новой и в высшей степени эффективной программы.

Программа "Ладушки" отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, к развитию личности.

Исключительная увлеченность авторов программы, любовь к детям дали им возможность найти
особые игровые приемы и методы, что в свою очередь передается детям и находит у них живой
отклик.

Новым и интересным разделом программы является развитие чувства ритма. Внедрение этого
раздела проходит в игровой форме и настолько эффективно, что к концу учебного года дети
способны чувствовать, понимать ритм и передавать его в движении и в игре на инструментах.
Российский психолог Б.М.Теплов отмечал, что развитие чувства ритма происходит посредством
движения. Это четко отображено в программе.

Программа основана на развитии творчества, фантазии. Это дает возможность вызвать эмоциональную отзывчивость у детей, помогает их раскрепостить, а также формирует устойчивый ин-
терес к занятиям.

Программа разработана детально, адекватно возможностям детей, что позволяет успешно
освоить весь материал. Своеобразием программы является нестандартный подход к проведению
занятий. В данной программе просматривается новая концепция музыкального образования детей дошкольного возраста.
Программа рекомендуется к внедрению в дошкольных учреждениях.
Кандидат педагогических наук, доцент, заместитель
декана по учебной и научной работе факультета
музыкального искусства и эстрады Санкт-Петербургской государственной академии культуры Э.Л.Рыбакова
Пояснительная записка
к программе по музыкальному воспитанию "Ладушки"
В сфере современного дошкольного музыкального образования происходит большой творческий подъем. Создаются различные программы и технологии по отдельным видам деятельности:
ритмическим движениям, театрализованным играм и песням и др. Большое внимание уделяется
знакомству с русским народным творчеством. Каждое из этих направлений является частью общего музыкального воспитания.
Поиски путей более естественного и интенсивного музыкально-эстетического воздействия на
детей привели нас к убеждению в необходимости создания специальной программы по музыкальному воспитанию "Ладушки", которая в настоящее время является частью комплексной программы "Лада"
Программа "Ладушки" подразумевает всестороннее музыкальное воспитание и образование без
углубления в какой-либо раздел.
Основной задачей является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Эта
задача — главная для детей всех возрастных групп, поскольку она не дает ребенку чувствовать
себя некомпетентным в том или ином виде деятельности.
Задачи программы "Ладушки"
1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
2. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства
ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
3. Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
4. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
5. Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).
6. Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и до-
ступной форме.
Программа "Ладушки" предусматривает использование на занятиях интересного и яркого наглядного материала:
1) иллюстрации и репродукции,
2) малые скульптурные формы,
3) дидактический материал,
4) игровые атрибуты,
5) музыкальные инструменты,
6) аудио и видеоматериалы,
7) "живые" игрушки (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы).
Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает
желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого — эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.

Методические принципы:
1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно. Мы не принуждаем детей
к действиям (играм, пению), а даем возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.
2. Второй принцип — целостный подход в решении педагогических задач:
а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски,
музицирование;
б) претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
в) приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов).
3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем
разделам музыкального воспитания. Если в младшем дошкольном возрасте восприятие музыкального материала идет на уровне эмоций и только с помощью педагога, то в подготовительной
группе дети способны сами осмыслить и понять тот или иной материал и высказать свое впечатление и отношение.
4. Четвертый принцип — соотношение музыкального материала с природным, народным,
светским и частично историческим календарем.
В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного
календарного события, и мы даем им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть
выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре). Так дети выражают свое настроение, чувства, эмоции.
5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства.
Мы всегда встречаем детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорим
добрые, ласковые слова: что мы по ним соскучились, мы о них думали и очень рады их видеть.
Таким образом, группа детей и музыкальный воспитатель становятся единым целым. Вместе
слушаем, вместе поем, вместе рассуждаем, вместе играем.
6. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию
дальнейшего участия в творчестве.
Музыкальное воспитание осуществляется на музыкальных занятиях, вечерах досуга, в самостоятельной игровой деятельности.
Музыкальное занятие имеет четкое построение:
1) музыкально-ритмические движения;
2) развитие чувства ритма, музицирование;
3) пальчиковая гимнастика;
4) слушание музыки;
5) распевание, пение;
6) пляски, игры, хороводы.
Музыкально-ритмические движения
В этот раздел мы включили два вида движений: общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки,
упражнения для рук) и танцевальные (переменный шаг, притопы и т. д.), то есть те движения,
которые нам пригодятся в разучивании плясок.
Работа над развитием чувства ритма. Музицирование
Данный раздел является новым в музыкальном воспитании детей и в наших занятиях выделен особо. Без ритма невозможно пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить. Игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и
неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования.

Пальчиковая гимнастика
Помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ладоней, что в свою
очередь помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и в письме.
Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.
Слушание музыки
Для того чтобы дети лучше воспринимали музыку, необходимо подбирать музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской и соответствующим тому или
иному музыкальному образу или герою характером. Для лучшего восприятия к каждому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются
небольшие сюжеты.
Большое значение в этом разделе имеет использование магнитофонных записей, а также видеоматериалов из кинофильмов и мультипликационных фильмов, так как зрительное восприятие
помогает слуховому.


Сборники

Книги для музыкальных руководителей
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу