Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Ритмическая гимнастика. Программа по ритмической пластике для детей. 2000 год.Буренина А.И.

Татьяна Юрьевна

Татьяна Юрьевна

Member
20 Июн 2022
654
4
Буренина А.И. Ритмическая гимнастика. Программа по ритмической пластике для детей. 2000 год


Музыкально-ритмические движения являются синтетическим вилом деятель-
ности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку,
будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те пси-
хические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же
видом деятельности, можно преслеловать различные цели, например, акцентиро-
вать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, ар-
тистичности и Т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и
зачем ведется данная работа. На наш взгляд важно, чтобы пелагог осознавал при-
оритетные цели и залачи в своей деятельности, понимал, в чем выражается основ-
ной эффект развития.

Основная направленность предлагаемой вашему вниманию программы “Рит-
мическая мозаика”, которая, на наш взглял, является универсальной, — психологи-
ческое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как вырази-
тельного (“музыкального”) инструмента.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспи-
тания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных
видов художественной деятельности. Об этом знали еше в Древней Греции, где сфор-
мировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По
мнению Платона, “трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот,
который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положени-
ях: гимнастика для тела и музыка для души... Ввиду этого воспитание в музыке надо
считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу,
овлацевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим...
Он будет упиваться и восхишаться прекрасным, с радостью зоспринимать его, на-
сыщаться им и согласовывать с ним свой быт”*,

В Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубо-
кое значение, чем сейчас, и сослиняла не только гармонию звуков, но и поэзию,
танеи, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и в совре-
менном очень непростом и жестоком мире, и наверное, естественно стремление
педагогов к воспитанию детей по “законам красоты”, к воплощению в реальность
прекрасной формулы Платона: “От красивых образов мы перейлем к красивым
мыслям, от красивых мыслей — к красивой жизни и от красивой жизни - к абсо-
лютной красоте” **.

У философов Древней Греции было немало последователей. Так, идея синтеза
музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эми-
лем Жаком Далькрозом (1865-1950), который разработал на ее основе уже в начале
ХХ века систему музыкально-ритмического воспитания детей. Эта система стала



* Цит. по: Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному. — М.., 1993.
** Там же.
Пояснительная записка 7



известна во многих странах Европы и в России под названием “метода ритмической
гимнастики”. Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в
ее названии, столь широко используемом многими специалистами по физическому
и музыкальному воспитанию. Заслуга Э.Далькроза прежде всего в том, что он видел
в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей
музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого
воображения. По сго мнению, “с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать
воспитание в нем “мышечного чувства”, что, в свою очередь, способствует “более
живой и успешной работе мозга”. При этом Далькроз считал важным и то, как
организован сам процесс занятий с детьми, который должен “приносить детям ра-
дость, иначе он теряст половину свосй цены”*.

В комплексе ритмических упражнений швейцарский педагог выделял как осно-
ву именно музыку, поскольку в нсй имеется идеальный образец организованного
движения: музыка регулируст движения и дает четкие представления о соотношении
между временем, пространством и движением.

Дальнейшее развитие система Жака Далькроза получила в работах его учени-
ков и последователей: Н.Г.Александровой, В.А.Гринер, Е.А.Румер и лр., которые в
1911 г. окончили Институт музыки и ритма (Хеллерау, недалеко от Дрездена). Рос-
сийские педагоги-ритмисты понимали важность распростракения музыкально-рит-
мического воспитания для детей и молодежи. Ими была проделана огромная работа
по дальнейшей разработке практического материала и пропаганде системы Жака
Далькроза в различных школах. Н.Г.Александрова характеризовала ритмику как одно
из средств биосоциального восцитания и ставила ее в центр соприкосновения педа-
гогики, психофизиологии, научной организации труда, физкультуры, художествен-
ного развития и т.д. Она пропагандировала систему Далькроза на многочисленных
лекциях, выступлениях, на которых подчеркивала также и лечебное значение заня-
тий ритмикой**,

Таким образом, прогрессивная система музыкально-ритмического воспитания
Жака Далькроза была положена в основу работы российских педагогов, которые по
инициативе Н.Г.Александровой организовали Московскую ассоциацию ритмистов,
где разрабатывали учебные программы (для школ, техникумов, консерватории) и
методические указания к занятиям по ритмике для учебных заведений, системати-
зировали практический материал.

Члены Московской ассоциации ритмистов (Н.Г.Александрова, В.А.Гринер,
Ю.А.Двоскина, Е.В.Конорова и др.} справедливо считали, что кем бы ни вырос
ребенок, ему необхолимо потренироваться на ритмических упражнениях, оказыва-
ющих на него благотворное влияние во всех планах.

Музыкально-ритмическое воспитание лошкольников в 50-60-е годы также раз-
рабатывалось на основе идей Э. Жака Далькроза. Н.А.Ветлугина (1958), А.В.Кенеман
{1960), а в нчальнейшем М.Л.Палавандишвили, А.Н.Зимина, Е.Н.Соковнина и др.
разрабатывали программы музыкального воспитания, методику работы с детьми и
разнообразный музыкально-ритмический репертуар для детей дошкольного возрас-
та (эти материалы были включены в разлел “Музыкально-ритмическое воспитание

+3

детей” типовой программы).



* Далькроз Э.Жак. Ритм // Театр и искусство. — 1922. — С.37.
** Россихина В.П. Н.Г.Александрова и ритмика Далькроза в нашей стране // Из прошлого
советской музыкальной культуры. — Вып. 3 — М., 1982. — С.238-270.
8 Пояснительная записка



Все перечисленные прогрессивные идси Эмиля Жака Далькроза и его последо-
вателей легли в основу и нашей систсмы занятий по ритмической пластике,

Что же нового предлагается в данной программе? Может, достаточно обнов-
лять только репертуар лля детей разного возраста, пополняя его современной музы-
кой, движениями? Безусловно, невозможно долгие годы использовать в работе один
и тот же материал — например, “Тансци снежинок” на музыку А.Жилина или “Пар-
ную пляску” на карельскую народную мелодию (из репертуара типовой програм-
мы), как бы хороши они ни были. Да, действительно, пелатоги постоянно нуждают-
ся в новом материале в соответствии с изменением запросов самих летей, явлений
окружающей жизни, и, наконец, с потребностью все время вносить в свою работу
новое, свежее. Но, пожалуй, разработка репертуара — это бесконечный процесс, и
для педагога важно не столько постоянное пополнение своего репертуарного бага-
жа, сколько умение самостоятельно его разрабатывать, ориентируясь на возможно-
сти конкретных детей, а также цель и задачи их развития. Поэтому, предлагая прак-
тический материал, мы совстуем использовать сго творчески, адаптируя к условиям
работы, по необходимости изменяя отдельные лвижения таким образом, чтобы сам
пелагог внутренне принял эту композицию и сумел увлечь ею своих воспитанников
(однако при этом важно сохранить ее образ, логику, стиль}.

Ориентация нс только на развитие детей, но и на совершенствование професси-
онализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление инди-
видуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы “на
себя”, “на себя во взаимодействии с детьми” — вот первая отличительная особен-
ность данной программы.

Вторая особенность — это использование в качестве музыкального сопровож-
дения, как правило, целостных произведений — в грамзаписи и при непосред-
ственном, “живом” исполнении (а не отрывков по 8, 16 тактов, как это принято в
традиционных музыкально-ритмических упражнениях). Целостный музыкальный
образ псредастся разнообразными пластическими средствами, требующими как сво-
бодного владения телом, так и тонкого музыкального слуха, богатого воображения
и фантазии, болес глубокого постижения содержания музыки. Идя от простого к
сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов-клас-
сиков (М.Мусоргского, П.Чайковского, Э. Грига, К.Сен-Санса и др.), ребенок
постепенно приобщается к миру ирскрасного, пропуская как бы “через себя” му-
зыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань
произведения, сго настроение и содержание и постигая при этом на телесном,
зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной
выразительности.

Третья особенность данной программы — это акцентирование внимания пе-
дагогов нс столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим
движениям (то есть формировании двигательных умений), сколько на анализе тех
внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под
музыку. Это прежде всего сснсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а
также их подвижность. Движение является как бы видимым айсбергом глубинных
психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно с лостаточ-
ной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и пси-
хомоторного развития ребенка.

Другими словами, цанная программа является музыкально-ритмическим пси-
хотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, под-
Нояснительная записка 9



вижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие
музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способ-
ности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознан-
ного владения телом.

Итак, коротко рассмотрев основы предлагаемой программы, еще раз обра-
тимся к самому названию, определению ведущего вида деятельности. Почему “Рит-
мическая пластика”, а не “Римическая гимнастика”, как у Жака Далькроза, не
“Аэробика” — как у Д.Фонлы, не “Музыкальное движение” — как у С.Д.Рудне-
вой, Н.А.Ветлугиной и др.?..............

Удалено по просьбе правообладателей.


Сборники

Книги для музыкальных руководителей
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу