Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Русское фортепьянное искусство

Инна Леонидовна

Инна Леонидовна

Member
16 Июл 2022
192
0
Название: Русское фортепьянное искусство
Автор: В. Музалевский
Год: 1961
Издательство: Музгиз



Русское фортепьянное искусство стало предметом исследования недавно. Дореволюционное музыкознание почти не занималось изучением фортепьянного творчества русских композиторов прошлых веков и не считало эту тему достойной внимания. О русских пианистах, об их исполнительской и композиторской деятельности обычно шла речь, начиная примерно со второй половины XIX века.
В книгу включены основные главы и материалы докторской диссертации автора, представленной в московскую консерваторию (1954, 1956 гг.) и защищенной в 1958 году.
В основу исследования взяты первоисточники в виде изданных и рукописных нотных и научно-исторических материалов, историографические и другие документы, а также нотные образцы, хранящиеся в разных архивах; широко использована мемуарная литература.
Также в книгу включены главы о зарубежных пианистах и композиторах, активно способствовавших развитию русской фортепьянной культуры.


скачать

ПРЕДИСЛОВИЕ
Русское фортепьянное искусство стало предметом исследования недавно. Дореволюционное музыкознание почти не занималось изучением фортепьянного творчества русских композиторов прошлых веков и не считало эту тему достойной внимания. О русских пианистах, об их исполнительской и композиторской деятельности обычно шла речь, начиная примерно со второй половины ХIХ века.
Редкое исключение представляет статья С. Смоленского «Клавесинная музыка в России второй половины ХVIII века». Медленно подвигалось исследование истории русского пианизма и в ранних трудах советской эпохи. Н. Финдейзен в обстоятельном труде по истории музыки в России уделил фортепьянному искусству лишь несколько страниц, содержащих главным образом перечень фортепьянных сочинений ХVIII века. Ограниченно представлен этот раздел и в других работах по истории русской музыки. В буржуазном музыкознании фортепьянному искусству нашей страны редко находилось место.

Между тем обнаруженные за последние два десятилетия советскими музыковедами материалы, напечатанные за последнее время фортепьянные произведения ХVIII — первой половины ХIХ века, разысканные московскими и ленинградскими музыковедами неизвестные прежде сочинения Кашина, Л. и А. Гурилевых, Алябъева. Глинки, Ласковского с большой убедительностью говорят как о значительности этой темы, так и о существенной роли фортельянного искусства в истории русской музыки.
Одной из первых попыток анализа русской фортепьянной литературы следует считать статью А. Дроздова «Истоки русского
пианизма». Вкладом в историю русского пианизма явился также составленный А. Дроздовым и Т. Трофимовой сборник пьес для фортепьяно с краткими аннотациями и справками.
В 1948 году вышла книга А. Алексеева «Русские пианисты», содержащая полезные сведения преимущественно о пианистах ХIХ века. В учебном пособии «Клавирное искусство» (Музгиз, 1952) он посвятил главу русским произведениям.
Новые сведения о русском клавирном искусстве и бытовом музицировании имеются в двухтомнике Т. Ливановой.
Существенное пополнение в фонд Нотных публикаций внесла хрестоматия В. А. Натансона и А. А. Николаева (в 2 вып.). Материалы по этой теме имеются также в статье В. Натансона «У истоков русского пианизма».
Накопленные материалы показывают, что потребность в работах, суммирующих разрозненные данные, вполне назрела. Одним из опытов такого обобщения и является данная книга. В нее включены основные главы и материалы докторской диссертации автора представленной в московскую консерваторию (1954, 1956 гг.) и защищенной в 1958 тоду.

В основу исследования взяты первоисточники в виде изданных и рукописных нотных и научно-исторических материалов, историографические и другие документы, а также нотные образцы, хранящиеся в разных архивах; широко использована мемуарная литература.
Документальные сведения, изложенные во Введении, освещают предысторию всего процесса, указывают на давность его зарождения. Первые главы отведены ХУ веку — эпохе формирования русского фортепьянного искусства, когда менее чем за одно столетие в России выросла целая плеяда талантливых композиторов и исполнителей. Несмотря на то что клавишные инструменты были завезены из зарубежных стран, русское клавирное...
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу