Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Самоучитель игры на мандолине по нотной и цифровой системам.Александров

Татьяна Юрьевна

Татьяна Юрьевна

Member
20 Июн 2022
654
4
Самоучитель игры на мандолине по нотной и цифровой системам
Автор: Д. Александров
Год: 1931
Издательство: ОГИЗ
Страниц: 24
Формат: PDF
Язык: русский



Музгизом приняты меры к созданию новой школы, соответствующей современным учебно-педагогическим установкам. Данное руководство переиздается в виду невозможности получить такую школу в короткий срок.

Скачать

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

О ЗВУКЕ И ЕГО СВОЙСТВАХ

Звуки имеют различную высоту, длительность и силу. По высоте звуки делятся на высокие (тонкие) и низкие (более грубые). Так, мужские голоса издают более низкие звуки, жёнские-—более высокие. Звуки имеют 7 различных названий, которые, будучи расположены в последовательном порядке от низких звуков к высоким, образуют звукоряд до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Следующий по высоте звук будет снова до (октавой выше) н дальше звуки пойдут в том же порядке.
По длительности звуки бывают долгие (протяжные) и короткие (быстро сменяющиеся).
По силе звуки делятся на сильные (громкие) и слабые (тихие).

КАН НАСТРАИВАТЬ МАНДОЛИНУ

Мандолина (см. рисунок) имеет 8 струн, разделенных попарно, причем каждая пара настраивается одинаково (в унисон), то есть обе струны издают одинаковый по высоте звук. Пара самых тонких струн настраивается в звук „ми“. Будем называть ее первой струной или струной „ми“. Вторая пара настраивается в „ля“ (вторая струна или струна „ля“), третья пара строится в „ре“ (третья струна „ре“) и последняя в „соль“ (4-я струна "соль"). Удобнее всего для настройки пользоваться омнихордом (см. рис.), четыре дудочки которого звучат как раз соответственно четырем струнам мандолины: ми (Ё), ля (А), ре (D) и соль (G).
Можно пользоваться для настройки и камертоном, „ля“ (см. рис.). В этом случае 2-я струна „ля“ настраивается так, чтобы она звучала одинаково с камертоном. Затем прижимают струну „ля“ на 7-м ладу и под неё подстраивают 1-ю струну: 3-я струна „ре“ настраивается так, чтобы она на 7-м ладу звучала одинаково с открытой второй
струной. 4-я струна „соль“, прижатая на 7-м ладу должна звучать одинаково с открытой третьей. Настраивать мандолину нужно как можно точнее.

КАК ДЕРЖАТЬ МАНДОЛИНУ

На мандолине удобнее всего играть сидя. Сидеть нужно возможно свободнее. Чтобы неё нагибаться во время игры, можно положить пра- вую ногу на левую. Кузов мандолины положить на правую ногу и слегка прижать к животу.

ПОЛОЖЕНИЕ ПРАВОЙ РУКИ И СПОСОБ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ЗВУКА

На мандолине звук извлекается особой косточкой, называемой медиатором (см. рис.). Лучше других медиаторы целлулоидовые (не слишком мягкие) или черепаховые. Медиатор берется большим и указательным пальцами правой руки, острым концом вниз, а остальные пальцы складываются вместе легко и свободно (см. рис.). Острый конец медиатора остается свободным не больше чем на 1/2 сантиметра, иначе он будет застревать между струнами и мешать ровному движению руки. Правая рука кладется ка струны ниже подставки так, чтобы медиатор приходился около отдушины.
Ударять струну нужно равномерно чередуя удары вниз (от себя) и вверх (к себе), и следя за тем, чтобы удары были равными по силе, В начале надо, ударят медленно и только постепенно ускорять удары, стараясь добиться ровного и быстрого чередования их. Такой способ извлечения звука называется тремоло. От качества тремоло зависит качество звука, поэтому на выработку хорошего тремоло необходимо обратить большое внимание.
При игре должна двигаться только кисть руки, а остальная её часть должна оставаться по возможности неподвижной.

ПОЛОЖЕНИЕ ЛЕВОЙ РУКИ

Гриф мандолины должен находиться на верхней части ладони левой руки у основания указательного пальца и слегка придерживаться большим пальцем. Указательный палец помещается, примерно, между первым н.вторым ладами. Ниже няя часть ладони должна быть немного отдалена от грифа, чтобы не стеснять свободы движения пальцев. Пальцы должны быть над грифом и опускаться на лады отвесно, крепко прижимая струну между металлическими пластинками и сгибаясь.
В обоих суставах (см. рис.). Если струна прижата слабо или очень близко к пластинке, звук получится дребезжащий.

СИСТЕМЫ ЗАПИСИ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ЗВУКА

Для записи указанных выше свойств звука существуют две системы: нотная и нотно-цифровая. Длительность и сила звука записывается в обоих системах одинаково и только высота обозначается различно. Для записи употребляются особые знаки, называемые нотами.

НОТНО-ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА

Для записи высоты и длительности звуков в нотно-цифровой системе употребляются 4 линейки (или 4 пары) соответствующие четырем струнам мандолины. Нижняя линейка обозначает 4-ю струну „соль“, 2-я—струну „ре“, Зя—струну „ля“ и четвертая, верхняя—струну „ми“.
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу