Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Слушание музыки. Методическое пособие. Царёва Наталья Анатольевна

Алёна Ивановна

Алёна Ивановна

Member
14 Июл 2022
115
1
Название: Слушание музыки. Методическое пособие.

Автор: Царёва Наталья Анатольевна

1657925089043


Скачать

Издательство: РОСМЭН-ПРЕСС, г. Москва

Год издания: 2002

Методическое пособие Н. А. Царёвой включает в себя программу с комментариями, изложение структуры курса «Слушание музыки» для 1 - 3 классов ДМШ и ДШИ, подробное поурочное планирование, а также методические и практические рекомендации к проведению уроков.


Скачать

Начало ХХ столетия — эпоха бурного развития отечественного музыкального образования. Это эпоха, когда возникают новые образовательные учреждения — Народные консерватории, когда открываются одна за другой музыкальные школы. Именно в эти годы был разработан целый комплекс дисциплин, посвященных изучению музыкального искусства. Среди них одно из основных мест занимал предмет «Слушание музыки», имеющий столетнюю историю. Важно отметить, что «Слушание музыки» предваряло курс «Музыкальной литературы». В 20—30-е гг. в Московской консерватории на отделении общего музыкального образования изучалась методика преподавания «Слушания музыки» и готовились преподаватели по этому предмету. Теорией и практикой методики занимались такие выдающиеся ученые, как Б. Л. Яворский и Б. В. Асафьев. Таким образом, ясное понимание необходимости преподавания курса «Слушание музыки» определяет особое внимание музыкальной общественности к повсеместному введению предмета в образовательный процесс детских музыкальных школ. Массовое детское музыкальное образование потребовало создания единой школьной программы — учебного плана. Одна из первых программ по «Слушанию музыки» была напечатана в учебных планах 1927 г. (автор программы М. С. Пекелис). Программа М. С. Пекелиса содержала ряд ценных указаний по методике преподавания данной дисциплины и явилась образцом для всех последующих учебных программ. Так, цель курса определялась как формирование целостного восприятия музыкального произведения, а задача — «развитие музыкального мышления и восприятия учащихся и выявление выразительного значения музыкальной формы и ее элементов». К сожалению, «Слушание музыки» как самостоятельный предмет в 40-х гг. исчезает из учебного плана музыкальной школы, сохранившись лишь в образовательном процессе средних специальных музыкальных школ; взамен же был введен предмет «Музыкальная грамота». Данный процесс нарушил баланс предметов, определив приоритет теоретического подхода в методике преподавания. Для формирования навыков активного восприятия музыки, навыков осознанного слушания элементов музыкального языка оказывается упущенным самый благоприятный возраст детей (7-8 лет). В последнее десятилетие осознание педагогической общественностью необходимости введения предмета «Слушание музыки» привело к поискам авторских методик и их отбору. В 1997 г. по инициативе Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета, но культуре Правительства Москвы начат эксперимент по апробации авторской программы преподавателя Московского музыкально-педагогического колледжа Натальи Анатольевны Царевой. По результатам первых двух лет проведения эксперимента, решением комиссии в целях создания примерной учебной программы и привлечения московских преподавателей к эксперименту, автором внесены некоторые изменения и дополнения в авторскую программу, изданную в 1998 г. Изменения внесены в тематический план, в содержание уроков, уточнены некоторые формулировки, есть дополнения в разделе «Музыкальный материал». В содержание программы второго класса автором введены дополнительные темы для более сильных групп. Такое введение возможно при 60лее быстром прохождении и усвоении учащимися основных тем. В программу включены также Методические рекомендации по проведению творческой письменной работы, другим темам, поурочное планирование. Талантливому педагогу Н. А. Царевой удалось переработать авторскую программу таким образом, что та приобрела черты «примерной», т. е. стала общедоступной, методически точной, приспособленной к использованию в практике массового обучения. Введение предмета «Слушание музыки» в новые учебные планы Детской школы искусств стало возможным благодаря появлению учебно-методических пособий для преподавателей и учащихся. Полное методическое и дидактическое обеспечение курса, верные методические принципы, лежащие в его основе, положительные результаты эксперимента позволяют рекомендовать учебно-методический комплекс «Слушание музыки» для повсеместного введения в образовательный процесс современной Детской школы искусств.
 
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу