Алёна Ивановна
Member
- 14 Июл 2022
- 413
- 6
Название: Вопросы исполнительства на балалайке. Теория, история, практика. Выпуск 2
Автор: ред.-сост. Усов А.А.
Скачать
Год: 2015
Издательство: Казань: Казанская государственная консерватория
Язык: русский
В сборнике представлены материалы Второй Международной научно-практической конференции «Вопросы исполнительства на балалайке: теория, история, практика», которая состоялась 14 апреля 2015 года в Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова.
Сборник посвящен анализу ряда актуальных проблем исполнительства на балалайке, находящихся в сфере научных интересов ведущих ученых, педагогов и аспирантов.
Издание предназначено для преподавателей, аспирантов, студентов высших и средних музыкальных учебных заведений, а также широкого круга читателей, интересующихся исполнительством на балалайке.
Скачать
СОДЕРЖАНИЕ:
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА БАЛАЛАЙКЕ
МАЛЫХИН С. Проблемы взаимосвязи «слухового» и «двигательного» методов в процессе подготовки юного балалаечника к
конкурсу
МАКАРОВА В. «Поющие» приемы игры на балалайке
ЖЕЛИНСКИЙ Е. О плавности голосоведения на балалайке при использовании большого пальца левой руки
СИГУТА Е. Некоторые особенности артикуляции на балалайке
ДАНИЕЛОВ О. Использование современных компьютерных технологий в обучении юных балалаечников
ДОНСКАЯ Э. К вопросу прочтения нотного текста в классе балалайки
КУЧИН А. Постановка приема двойное пиццикато на балалайке в детской музыкальной школе
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ОРИГИНАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА ДЛЯ БАЛАЛАЙКИ
УСОВ А. Музыкальный театр для балалайки Виталия Белецкого
ДОБАТОВКИН Д. Фольклорные элементы в музыке Концерта № 1 для балалайки с оркестром А. Соколова-Камина
ШАРАВИН Е. Специфика программного воплощения в концерте-буфф для балалайки с оркестром В. Беляева
ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ В ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ НА БАЛАЛАЙКЕ
ЯСТРЕБОВ Ю Патриарх Уральской школы балалайки: к 90-летию мастера
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА БАЛАЛАЙКЕ
ДЕМИДОВ А. Балалайка в формировании оркестрового темброколоритамузыки балета В.А. Гаврилина «Женитьба Бальзаминова»
АФАНАСЬЕВ А. Пути претворения фольклорных истоков в современном концертном исполнительстве на балалайке
МУРЗА А. Гастроли В.В. Андреева 1912-1913 годов и их роль в формировании балалаечного искусства
ТАРАН А. Применение исполнительских возможностей балалайки в скрипичных транскрипциях
ПОМАЗКИН А., ТЮТИН А. Концертино Д. Чимарозы: новые возможности интерпретации старинной музыки
БЕЛОРУКОВ А. День балалайки: исторические предпосылки праздника
ВОПРОСЫ КОНСТРУКЦИИ ИНСТРУМЕНТА И ТЕХНОЛОГИИ ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
ДОРМИДОНТОВ А. Инновации в усовершенствовании приспособлений для балалайки
Вместо предисловия
На современном этапе развития народного инструментального
искусства России особую значимость приобретают фестивальные
движения в разных регионах страны: «Многоликая России»,
«Петропавловские ассамблеи», «Играй, баян», «Играй, гармоника»,
«Феерия аккордеона», «Пойте, слакозвучные гусли», «Звучите гусли
над Кокшагой», «Виват, домра», «Родники России», «Народные
мелодии», и многие другие...
Все это разнообразие фестивалей исполнителей на народных
инструментах свидетельствует, с одной стороны, о социальной
заинтересованности общества в народном инструментальном
искусстве, а с другой, свидетельствует о неустанном росте самого
исполнительского мастерства на народных инструментах в разных
регионах страны, и как результат, появления целого ряда Российских
народно-инструментальных исполнительских школ и направлений.
И если ранее мы говорили только лишь об одной - двух народно-
инструментальных исполнительских школах, то в настоящее время
приходится говорить о их многообразии и взаимодействии.
При этом, весьма удивительно, само профессиональное
исполнительство на народных инструментах по сравнению с
другими академическими инструментами прошло всего лишь чуть
более полувековой период.
В настоящее время балалайка, домра, баян, гитара благодаря
плеяде замечательных исполнителей, огромной армии любителей, а
также многомилионной слушательской аудитории стали
подлинными брендами России.
Среди этих народных инструментов особое место принадлежит
балалайке - первому музыкальному инструменту народов России,
по-настоящему заявившему о себе на международной арене. При
этом, мы специально не называем балалайку только лишь русским
народным инструментом, ибо ученые до сих пор не могут
единогласно прийти к мнению о ее «возрасте» и генезисе
(происхождении).
Однако мы с полной уверенностью можем утверждать, что
исполнительское мастерство именно русского дворянина Тверской
губернии Василия Васильевича Андреева придало балалайке
этническую - российскую национальную направленность, сделало
этот инструмент достоянием всех народов России, а также многих
народов ближнего и дальнего зарубежья.
Поистине, знаменитыми стали слова П.И.Чайковского: «Какая
прелесть эти балалайки, какой поразительный эффект они дают в
оркестре...». А слова Федора Ивановича Шаляпина, обращенные к
Василию Васильевичу Андрееву, стали пророческими: «Ты,
Василий Васильевич, согрел у своего доброго сердца сиротинку
балалаечку, благодаря твоей теплоте, заботе она превратилась в
настоящую русскую красавицу, покорившую собой весь мир».
В.Андреев и Б.Трояновский, Н.Осипов и П.Нечепоренко,
М.Рожков, Е.Блинов, Ш.Амиров, В.Болдырев, А.Горбачев,
С.Малыхин - вот только лишь некоторые имена выдающихся
исполнителей - балалаечников, прославивших российское народно-
инструментальное искусство на весь мир.
Именно балалайке, искусству игры на балалайке был посвящен
Второй Всероссийский фестиваль «ИГРАЙ, БАЛАЛАЙКА!».
Организаторами этого фестиваля выступили четыре волжских
консерватории - Казани, Нижнего Новгорода, Саратова и
Астрахани.
Фестиваль «Играй, балалайка!» под руководством двух его
наставников - профессора Нижегородской консерватории Сергея
Малыхина и его ученика - доцента Казанской консерватории,
кандидата искусствоведения Артема Усова две недели с гордостью
и уверенностью, преодолевая сотни километров, шагал по России:
Нижний Новгород, Арзамас, Дзержинск, Альметьевск,
Зеленодольск, Саратов, Волгоград, Астрахань, Ахтубинск, Казань.
7
Знаменательно, что в юбилейный - 70 день рождения
Казанской государственной консерватории проводился главный
этап фестиваля - заключительный Гала-концерт этого масштабного
балалаечного форума «Играй, балалайка!».
Отрадно, что представленный к этой знаменательной дате
Сборник материалов II Международной научно-практической
практической конференции «Вопросы исполнительства на
балалайке: теория, история, практика» отражает современное
состояние науки о балалайке: о ее прошлом, настоящем и будущем.
доктор исторических наук,
профессор КГК имени Н.Г.Жиганова
В.И. Яковлев (Казань)
I
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
НА БАЛАЛАЙКЕ
Сергей Малыхин
профессор ННГК имени М.И.Глинки (Нижний Новгород)
Проблема взаимосвязи «слухового» и «двигательного» методов
в процессе подготовки юного балалаечника к конкурсу
Последние десятилетия показывают стремительный рост
исполнительского мастерства юных музыкантов. Значительный
скачок произошел у исполнителей на народных инструментах, в
частности, у балалаечников.
Юные музыканты представляют на суд слушателя весьма
сложные сочинения и достойно, а порой и блестяще с ними
справляются.
Всего лет десять назад многие произведения звучали лишь в
исполнении ведущих мастеров и расценивались как сенсация.
Сегодня эти произведения играют хорошо подготовленные,
«продвинутые» дети ДМШ и учащиеся музыкальных колледжей.
Обилие проводимых конкурсов различного ранга - от
областных до международных, дают возможность ребятам проявить
свою индивидуальность, показать владение инструментом и,
конечно, поучиться у других.
Конкурсные прослушивания, посещение мастер-классов,
обмен опытом, общение коллег, возможность расширить репертуар
- все это является прекрасной школой для педагогов, одной из
лучших форм повышения квалификации. Но конкурс при
неправильном отношении к нему может внести и отрицательные
факторы в воспитание ученика.
Как показывает опыт конкурсов (причем любого уровня - от
областного до международного), не всем лауреатам удается
удержать свои лидирующие позиции при переходе из одной
возрастной группы в следующую.
Это вполне объективный процесс, связанный с реальной
жизнью. Но уповать на принцип: «Выживает сильнейший» и ставить
на этом точку - мол, с природой не поспоришь, - не следует.
Да, роль природных данных, безусловно, важна, это бесспорно,
но не будем забывать о роли педагога в развитии и раскрытии
дарования юного исполнителя.
Когда ученик играет здорово - говорят: «Какой талантливый
ученик», но когда в более старшем возрасте тот же самый ученик
играет неудачно - говорят: «Виноват педагог». Подобное мнение
слышим и во время экзаменов, концертов. Так виноват ли педагог в
неудаче талантливого ученика? Если да, то в чем ошибка, где
просчет? Для того чтобы разобраться, попробуем смоделировать два
условных примера и проанализировать их.
Поступает в класс музыкально одаренный ученик, но со
средними двигательно-моторными данными. Воодушевленный
педагог сразу начинает форсировать развитие ученика, обращая
внимание на сильные стороны (отличный слух, память,
эмоциональность...), и под них выстраивает программу. Проблемы
музыкально-слуховой сферы решаются легко, но технической
стороне внимание уделяется недостаточно. Некоторые
преподаватели уповают на то, что необходимые движения и приемы
игры разовьются сами собой. Проходит определенное время, позади
успех в первых конкурсах, удачные выступления в концертах и
различных мероприятиях, в целом, картина весьма благополучная.
Но переход в следующую возрастную категорию, где степень
сложности произведений возрастает, показывает, что
перспективный, очень способный ученик, ранее подающий большие
надежды, уже так не выглядит. Технически не справляется,
инструментом владеет недостаточно, в итоге как музыкант
проявляет себя неубедительно.
Возьмем следующий пример. Ученик одарен моторно-
двигательными качествами, но уступает по музыкальным данным. В
этом случае педагог большую часть времени в занятиях с учеником
уделяет развитию техники, освоению игровых приемов. При этом он
полностью концентрирует внимание на ощущении естественных,
свободных движений, превращая нахождение такого ощущения в
самоцель работы. Соответственно конкурсная программа состоит
преимущественно из технически сложных пьес. И когда конкурсные
условия требуют включения в программу кантилены, при
подготовке сразу же возникают проблемы. Участвуя в конкурсе, оба
ученика из вышеприведенных примеров добиваются результатов, но
в определенный момент их развития наступает кризис, для выхода
из которого педагогу придется пересмотреть дальнейший путь их
становления.
Скачать
Автор: ред.-сост. Усов А.А.
Скачать
Год: 2015
Издательство: Казань: Казанская государственная консерватория
Язык: русский
В сборнике представлены материалы Второй Международной научно-практической конференции «Вопросы исполнительства на балалайке: теория, история, практика», которая состоялась 14 апреля 2015 года в Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова.
Сборник посвящен анализу ряда актуальных проблем исполнительства на балалайке, находящихся в сфере научных интересов ведущих ученых, педагогов и аспирантов.
Издание предназначено для преподавателей, аспирантов, студентов высших и средних музыкальных учебных заведений, а также широкого круга читателей, интересующихся исполнительством на балалайке.
Скачать
СОДЕРЖАНИЕ:
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА БАЛАЛАЙКЕ
МАЛЫХИН С. Проблемы взаимосвязи «слухового» и «двигательного» методов в процессе подготовки юного балалаечника к
конкурсу
МАКАРОВА В. «Поющие» приемы игры на балалайке
ЖЕЛИНСКИЙ Е. О плавности голосоведения на балалайке при использовании большого пальца левой руки
СИГУТА Е. Некоторые особенности артикуляции на балалайке
ДАНИЕЛОВ О. Использование современных компьютерных технологий в обучении юных балалаечников
ДОНСКАЯ Э. К вопросу прочтения нотного текста в классе балалайки
КУЧИН А. Постановка приема двойное пиццикато на балалайке в детской музыкальной школе
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ОРИГИНАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА ДЛЯ БАЛАЛАЙКИ
УСОВ А. Музыкальный театр для балалайки Виталия Белецкого
ДОБАТОВКИН Д. Фольклорные элементы в музыке Концерта № 1 для балалайки с оркестром А. Соколова-Камина
ШАРАВИН Е. Специфика программного воплощения в концерте-буфф для балалайки с оркестром В. Беляева
ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ В ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ НА БАЛАЛАЙКЕ
ЯСТРЕБОВ Ю Патриарх Уральской школы балалайки: к 90-летию мастера
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА БАЛАЛАЙКЕ
ДЕМИДОВ А. Балалайка в формировании оркестрового темброколоритамузыки балета В.А. Гаврилина «Женитьба Бальзаминова»
АФАНАСЬЕВ А. Пути претворения фольклорных истоков в современном концертном исполнительстве на балалайке
МУРЗА А. Гастроли В.В. Андреева 1912-1913 годов и их роль в формировании балалаечного искусства
ТАРАН А. Применение исполнительских возможностей балалайки в скрипичных транскрипциях
ПОМАЗКИН А., ТЮТИН А. Концертино Д. Чимарозы: новые возможности интерпретации старинной музыки
БЕЛОРУКОВ А. День балалайки: исторические предпосылки праздника
ВОПРОСЫ КОНСТРУКЦИИ ИНСТРУМЕНТА И ТЕХНОЛОГИИ ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
ДОРМИДОНТОВ А. Инновации в усовершенствовании приспособлений для балалайки
Вместо предисловия
На современном этапе развития народного инструментального
искусства России особую значимость приобретают фестивальные
движения в разных регионах страны: «Многоликая России»,
«Петропавловские ассамблеи», «Играй, баян», «Играй, гармоника»,
«Феерия аккордеона», «Пойте, слакозвучные гусли», «Звучите гусли
над Кокшагой», «Виват, домра», «Родники России», «Народные
мелодии», и многие другие...
Все это разнообразие фестивалей исполнителей на народных
инструментах свидетельствует, с одной стороны, о социальной
заинтересованности общества в народном инструментальном
искусстве, а с другой, свидетельствует о неустанном росте самого
исполнительского мастерства на народных инструментах в разных
регионах страны, и как результат, появления целого ряда Российских
народно-инструментальных исполнительских школ и направлений.
И если ранее мы говорили только лишь об одной - двух народно-
инструментальных исполнительских школах, то в настоящее время
приходится говорить о их многообразии и взаимодействии.
При этом, весьма удивительно, само профессиональное
исполнительство на народных инструментах по сравнению с
другими академическими инструментами прошло всего лишь чуть
более полувековой период.
В настоящее время балалайка, домра, баян, гитара благодаря
плеяде замечательных исполнителей, огромной армии любителей, а
также многомилионной слушательской аудитории стали
подлинными брендами России.
Среди этих народных инструментов особое место принадлежит
балалайке - первому музыкальному инструменту народов России,
по-настоящему заявившему о себе на международной арене. При
этом, мы специально не называем балалайку только лишь русским
народным инструментом, ибо ученые до сих пор не могут
единогласно прийти к мнению о ее «возрасте» и генезисе
(происхождении).
Однако мы с полной уверенностью можем утверждать, что
исполнительское мастерство именно русского дворянина Тверской
губернии Василия Васильевича Андреева придало балалайке
этническую - российскую национальную направленность, сделало
этот инструмент достоянием всех народов России, а также многих
народов ближнего и дальнего зарубежья.
Поистине, знаменитыми стали слова П.И.Чайковского: «Какая
прелесть эти балалайки, какой поразительный эффект они дают в
оркестре...». А слова Федора Ивановича Шаляпина, обращенные к
Василию Васильевичу Андрееву, стали пророческими: «Ты,
Василий Васильевич, согрел у своего доброго сердца сиротинку
балалаечку, благодаря твоей теплоте, заботе она превратилась в
настоящую русскую красавицу, покорившую собой весь мир».
В.Андреев и Б.Трояновский, Н.Осипов и П.Нечепоренко,
М.Рожков, Е.Блинов, Ш.Амиров, В.Болдырев, А.Горбачев,
С.Малыхин - вот только лишь некоторые имена выдающихся
исполнителей - балалаечников, прославивших российское народно-
инструментальное искусство на весь мир.
Именно балалайке, искусству игры на балалайке был посвящен
Второй Всероссийский фестиваль «ИГРАЙ, БАЛАЛАЙКА!».
Организаторами этого фестиваля выступили четыре волжских
консерватории - Казани, Нижнего Новгорода, Саратова и
Астрахани.
Фестиваль «Играй, балалайка!» под руководством двух его
наставников - профессора Нижегородской консерватории Сергея
Малыхина и его ученика - доцента Казанской консерватории,
кандидата искусствоведения Артема Усова две недели с гордостью
и уверенностью, преодолевая сотни километров, шагал по России:
Нижний Новгород, Арзамас, Дзержинск, Альметьевск,
Зеленодольск, Саратов, Волгоград, Астрахань, Ахтубинск, Казань.
7
Знаменательно, что в юбилейный - 70 день рождения
Казанской государственной консерватории проводился главный
этап фестиваля - заключительный Гала-концерт этого масштабного
балалаечного форума «Играй, балалайка!».
Отрадно, что представленный к этой знаменательной дате
Сборник материалов II Международной научно-практической
практической конференции «Вопросы исполнительства на
балалайке: теория, история, практика» отражает современное
состояние науки о балалайке: о ее прошлом, настоящем и будущем.
доктор исторических наук,
профессор КГК имени Н.Г.Жиганова
В.И. Яковлев (Казань)
I
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
НА БАЛАЛАЙКЕ
Сергей Малыхин
профессор ННГК имени М.И.Глинки (Нижний Новгород)
Проблема взаимосвязи «слухового» и «двигательного» методов
в процессе подготовки юного балалаечника к конкурсу
Последние десятилетия показывают стремительный рост
исполнительского мастерства юных музыкантов. Значительный
скачок произошел у исполнителей на народных инструментах, в
частности, у балалаечников.
Юные музыканты представляют на суд слушателя весьма
сложные сочинения и достойно, а порой и блестяще с ними
справляются.
Всего лет десять назад многие произведения звучали лишь в
исполнении ведущих мастеров и расценивались как сенсация.
Сегодня эти произведения играют хорошо подготовленные,
«продвинутые» дети ДМШ и учащиеся музыкальных колледжей.
Обилие проводимых конкурсов различного ранга - от
областных до международных, дают возможность ребятам проявить
свою индивидуальность, показать владение инструментом и,
конечно, поучиться у других.
Конкурсные прослушивания, посещение мастер-классов,
обмен опытом, общение коллег, возможность расширить репертуар
- все это является прекрасной школой для педагогов, одной из
лучших форм повышения квалификации. Но конкурс при
неправильном отношении к нему может внести и отрицательные
факторы в воспитание ученика.
Как показывает опыт конкурсов (причем любого уровня - от
областного до международного), не всем лауреатам удается
удержать свои лидирующие позиции при переходе из одной
возрастной группы в следующую.
Это вполне объективный процесс, связанный с реальной
жизнью. Но уповать на принцип: «Выживает сильнейший» и ставить
на этом точку - мол, с природой не поспоришь, - не следует.
Да, роль природных данных, безусловно, важна, это бесспорно,
но не будем забывать о роли педагога в развитии и раскрытии
дарования юного исполнителя.
Когда ученик играет здорово - говорят: «Какой талантливый
ученик», но когда в более старшем возрасте тот же самый ученик
играет неудачно - говорят: «Виноват педагог». Подобное мнение
слышим и во время экзаменов, концертов. Так виноват ли педагог в
неудаче талантливого ученика? Если да, то в чем ошибка, где
просчет? Для того чтобы разобраться, попробуем смоделировать два
условных примера и проанализировать их.
Поступает в класс музыкально одаренный ученик, но со
средними двигательно-моторными данными. Воодушевленный
педагог сразу начинает форсировать развитие ученика, обращая
внимание на сильные стороны (отличный слух, память,
эмоциональность...), и под них выстраивает программу. Проблемы
музыкально-слуховой сферы решаются легко, но технической
стороне внимание уделяется недостаточно. Некоторые
преподаватели уповают на то, что необходимые движения и приемы
игры разовьются сами собой. Проходит определенное время, позади
успех в первых конкурсах, удачные выступления в концертах и
различных мероприятиях, в целом, картина весьма благополучная.
Но переход в следующую возрастную категорию, где степень
сложности произведений возрастает, показывает, что
перспективный, очень способный ученик, ранее подающий большие
надежды, уже так не выглядит. Технически не справляется,
инструментом владеет недостаточно, в итоге как музыкант
проявляет себя неубедительно.
Возьмем следующий пример. Ученик одарен моторно-
двигательными качествами, но уступает по музыкальным данным. В
этом случае педагог большую часть времени в занятиях с учеником
уделяет развитию техники, освоению игровых приемов. При этом он
полностью концентрирует внимание на ощущении естественных,
свободных движений, превращая нахождение такого ощущения в
самоцель работы. Соответственно конкурсная программа состоит
преимущественно из технически сложных пьес. И когда конкурсные
условия требуют включения в программу кантилены, при
подготовке сразу же возникают проблемы. Участвуя в конкурсе, оба
ученика из вышеприведенных примеров добиваются результатов, но
в определенный момент их развития наступает кризис, для выхода
из которого педагогу придется пересмотреть дальнейший путь их
становления.
Скачать
Последнее редактирование модератором: