Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Конспект коррекционно-развивающего занятия-практикума «Здравствуй, осень!»

Конспект коррекционно-развивающего занятия-практикума «Здравствуй, осень!»
- Конспект коррекционно-развивающего занятия-практикума психолого-педагогической направленности для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития на тему: «Здравствуй, осень!»

Автор: Быковская Анастасия Александровна - педагог-психолог высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад №145»

Скачать материал








Конспект коррекционно-развивающего занятия-практикума психолого-педагогической направленности для детей
с тяжелыми множественными нарушениями развития на тему: «Здравствуй, осень!»







Педагог-психолог
высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад №145»:
Быковская Анастасия Александровна















Ярославль, 2022 г.​

Пояснительная записка
На базе муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №145» г. Ярославля с сентября 2018 года функционирует группа компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом, которую посещают воспитанники в возрасте от 3 до 7 лет, а родители выступают в роли ассистентов. Группа была создана с целью оказания комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам. Это группа для развития, реабилитации и социальной адаптации детей.
Специфика работы с детьми этой группы заключается в особенностях познавательной и эмоционально-волевой деятельности воспитанников – им свойственны повышенная истощаемость, низкая работоспособность, незрелость эмоций, воли, поведения, резко сниженный интерес к окружающему, замедленное становление новых связей, отсутствие речи, затрудненное понимание обращенной к ним речи, тяжелые нарушения двигательной сферы.
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми данной категории проходит в двух формах: индивидуальной и групповой.
Эффективной формой групповой работы было выбрано игровое занятие «Круг» по формированию навыков общения и взаимодействия. Название занятия КРУГ продиктовано расположением его участников (участники сидят кружком на полу). Такое расположение ограничивает на время внешнее пространство, помогая детям, сосредоточится друг на друге и на предлагаемых играх. Форма круга объединяет группу, позволяет каждому испытать единство с остальными участниками, почувствовать себя частью группы, не нарушая при этом личного пространства ребенка. Дети и взрослые выступают как равноправные участники группового занятия, все соблюдают очередность, и каждый становится участником игры. Такое включение родителей в коррекционно-развивающий процесс существенно ускоряет процесс социализации детей.
Задачи занятий:
стимулировать сенсорную и эмоциональную сферу;
развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие;
формировать способность к сосредоточению;
работать с непроизвольными формами памяти;
развивать предметно-манипулятивную деятельность;
формировать навыки выполнения действий «рука в руке».
Структура занятий организована ритмически. Стихи и игры последовательно и ритмично сменяют друг друга. Кроме того, от занятия к занятию структура КРУГа остается неизменной, объединяя общим ритмом несколько занятий. Неизменность структуры позволяет детям запомнить последовательность игр и стихов, появляется возможность прогнозирования ситуации. Это помогает детям легче принять ситуацию и сохранить

эмоциональный контакт с другими участниками. Общий ритм КРУГа опирается на ряд сообщающихся между собой ритмов:
используются ритмические стихи и упражнения;
многие игры повторяются несколько раз, чтобы в роли водящего побывали все дети;
многие стихи повторяются несколько раз с небольшими изменениями;
чередуются активные и спокойные игры.
Необходимым условием проведения КРУГа является его эмоциональная и сенсорная насыщенность. Педагоги и родители постоянно находятся в контакте с детьми, эмоционально комментируют ход КРУГа,
«заражают» своими эмоциями детей. Сенсорные переживания являются наиболее доступными для любого ребенка, они позволяют привлечь и удержать внимание, помогают ему пережить эмоциональное единение со всей группой. В случае если кому-то из детей нужна физическая помощь, сидящий рядом взрослый превращается в помощника: он может посадить ребенка, испытывающего трудности удержания позы, к себе на колени, в другом случае он будет помогать ребенку держать предмет, который используется в игре, выполнять необходимые движения руками ребенка, пока он сам не начнет активно действовать, повторяя движение за ведущим.
Для удержания внимания и интереса детей, особенно во время переходов от упражнения к упражнению, используются дополнительные средства.
Среди таких средств особое место занимает мешочек. Это важный атрибут занятия. Он находится у педагога-психолога. Яркий, привлекающий внимание мешочек вызывает у детей интерес, желание открыть и познакомиться с его содержимым. В мешочке лежат приготовленные для КРУГа предметы, каждый из которых используется в определенной игре или упражнении. Педагог, акцентируя внимание детей на мешочке, достает из него то легкий платок, то погремушку... И игра начинается.
Также используются психологические методики на расслабление мышечной мускулатуры, релаксацию, гармонизацию психоэмоциональной сферы.

Групповые занятия организуются 1 раз в неделю. Длительность занятия от 15 минут до 25 минут.
В основу организации занятий психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР положены методические разработки Центра лечебной педагогики (г.Москва) «Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии «Круг» (Зарубина Ю.Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г.).

Конспект коррекционно-развивающего занятия-практикума психолого-педагогической направленности для детей
с тяжелыми множественными нарушениями развития на тему: «Здравствуй, осень!»

Цель:
социализация детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Формирование у детей мотивации общения и взаимодействия с другими детьми.

Коррекционная составляющая занятия: развитие сохранных анализаторов, стимулирование сенсорной и эмоциональной сферы, а так же тактильного восприятия.
Оборудование: магнитофон.

Материал: колокольчик, мешочек, бубен, осенние листики, покрывало.
Музыкальный материал: Е. Железнова «Танец с листочками», детская релаксация – «Волшебная дорога».


ХОД ЗАНЯТИЯ:
  • Организационный этап
(ритуал приветствия)​
Ритуал приветствия (цель: учить детей по звонку реагировать на начало занятия; помочь детям почувствовать себя членом группы, учить обращать внимания друг на друга).
- Доброе утро! Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй. Собрались все дети в круг Слева – друг и справа – друг. Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Игра-приветствие «Знакомство» (цель: учить детей ждать своей очереди; развивать чувство ритма)
Появление волшебного мешочка.
Мешочек открывай, что там есть, доставай.
Передавая по кругу бубен, отстукивают ритмический рисунок своего имени, называя его по слогам.

Интегративный блок
(игры и упражнения, направленные на реализацию задач работы психолога)

Зарядка «Руки вверх мы поднимаем» (цель: стимулировать двигательную активность в соответствии с текстом; тренировать умение подражать действиям взрослого).

Руки вверх мы поднимаем, А потом их опускаем.
А потом их разведём
И к себе скорей прижмём. Хлоп раз, ещё раз,
Мы похлопаем сейчас. А теперь скорей, скорей Топай, топай веселей!
Пальчиковая игра «Листопад» (цель: развитие мелкой моторики)

Дует, дует ветер Дует, задувает Осенние листочки С дерева сдувает.
Осенью бывает листопад (беседа с детьми). Листопад, листопад (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья (желтые, красные) летят (встряхиваем кистями рук)
Игра «Листопад», «Подними листик» (цель: над развитием зрительного восприятия, учить детей действовать совместно с взрослым, действовать в едином темпе со всеми детьми)

Осень, осень листопад
Листья осенние летят (дети поднимают покрывало с листьями, на слово
«летят» подбрасывают листья вверх)


Осень (желтую, красную) краску взяла, И красить листочки она начала.
Ты округ посмотри и листик (желтый, красный) в руки бери.

Танец с листочками
Под музыкальное сопровождение (Железнова Е.)

Положим листочки в корзину
Заключительный этап
(ритуалы окончания)

Похвалим себя
Взявшись за руки «молодцы» (3 раза)

Колокольчик поет. Отдыхать нас всех зовет!
Релаксация «Волшебный сон» (цель: снижение тонуса скелетной мускулатуры и гармонизация психоэмоционального состояния)

Реснички опускаются, глазки закрываются… Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают… (в соответствии с текстом взрослый гладит ребенка)
Отдыхают… Засыпают… Наши ножки отдыхают… Отдыхают… Засыпают…
Дышится легко… ровно… глубоко… (Пауза) Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем… Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!

Прощание

Список используемой литературы:

Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ/Зарубина Ю.Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г., - М.: Теревинф, 2009. – 56 с. – (Лечебная педагогика: методические разработки).

Восприятие и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. /Комарова С.В., Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б. – Владос, 2013, -239 с.



Жигорева, М. В. Система психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития / М. В. Жигорева. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. – 45 с.



Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. - 220 с.

Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, разработанная С.В. Трифаненковой, педагогом-психологом СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования» и А.А. Бабаниной, учителем-логопедом СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования».
 

Вложения

  • Конспект занятия_Здравствуй, осень.pdf
    421.5 KB · Просмотры: 5
Похожие темы История
М 167
Светлана Валерьевна 1K
М 281
М 340
М 430
Татьяна Юрьевна 391
Татьяна Юрьевна 303
Татьяна Юрьевна 790
Татьяна Юрьевна 317
Алина Дмитриевна 807

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу