Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе.Алиев

Елена Григорьевна

Елена Григорьевна

Member
16 Июл 2022
58
3
Название: Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе

Автор: Алиев Юлий Багирович

Издательство: НПО «МОДЭК», г. Воронеж


Год издания: 1998


Скачать

«Методика музыкального воспитания детей - от детского сада к начальной школе...». Подобное название не совсем привычно для заголовка методического пособия.

Мы приучены к тому, что методические публикации по музыкальному воспитанию дошкольников — это особый круг книг, сборников и статей: со своими особыми постулатами и принципами, собственным сленгом («подготовительная группа», «музработник», «сенсорное воспитание»), репертуаром и излюбленными темами.

То же и у школьных учителей-музыкантов: в «методиках» они ищут решения собственных специфических проблем, находят свой круг приемов и средств, используя имеющиеся в публикациях своеобычные поурочные разработки...

До сей поры нам не приходилось знакомиться с пособиями, в которых бы рассматривались общие вопросы музыкального детства ребенка, вне зависимости от того, воспитанник ли он детского сада или младший школьник.

Скачать
Вместе с тем, и это не следует забывать, многое из нара-
ботанного в советские годы потеряло свою актуальность в
связи с изменившейся социальной обстановкой. И потому
сегодня назрела необходимость переплавить уже известные
методические принципы и подходы к музыкальному воспи-
танию для современных условий развития общества и госу-
дарства.

Вот почему в пособии много внимания уделяется тому,
что именно надо делать сегодня, приобщая детей к музы-
кальному искусству.

Несколько слов о различных подходах к самому жанру
методического пособия. И сегодня очень нужны книги, по-
следовательно раскрывающие специфику работы с детьми
по видам музыкальной деятельности. Достаточно натерпе-
лись музыкальные руководители детских садов и учителя-
практики, когда в известные годы их призывали опираться
в работе лишь на учебные темы определенной программы
по музыке. А разнообразные и непохожие по механизмам
своего развития виды деятельности — слушание, пение,
игра на музыкальных инструментах, движение под музы-
ку, импровизация — все те, что требовали особых методов
подхода и определенной последовательности в освоении, —
трактовались в угоду «вождю-демиургу», автору типовой
программы, как «единая музыкальная деятельность».
[х.

Результаты этого пресловутого «единства» и «целостно-
сти» заметно и весьма отрицательно отражаются и сегодня
на процессах приобщения детей к музыке и прежде всего к
активному в ней участию — пению <хоровому, ансамбле-
вому и сольному).

Так что, повторим, — пособия, раскрывающие вопросы
музыкальной работы с детьми по видам деятельности, ко-
нечно же нужны. Кстати, они сегодня есть: по этим книгам
приобщаются к методике музыкальной работы учащиеся
педагогических училищ, студенты музыкально-педагоги-
ческих факультетов педвузов.

Однако при написании настоящей книги стояли несколь-
ко иные задачи: во-первых, как уже говорилось, необходи-
мо было раскрыть актуальные сегодня вопросы музыкаль-
ного воспитания детей, во-вторых, остановиться прежде
всего на проблемах музыкальной работы и в-третьих, дать
студентам и педагогам, уже работающим в детском саду и
школе, но не имеющим специального образования, пищу
для размышлений в плане познания основ современной ме-
тодики музыкального воспитания детей.

Таким образом, все педагогические размышления автора
обильно рассыпанные по страницам книги, следует тракто-
вать как мысли прежде всего учителя-практика, имеющего
немалый (более 40 лет) опыт музыкальной работы с детьми
в различных образовательно-воспитательных учрежде-
НИЯХ.

В книге несколько нарушена «чистота жанра» методиче-
ского пособия. В обычных «Методиках» как правило более
менее кратко сообщается о целях, задачах и проблемах
становления музыкальной культуры ребенка. А весь даль-
нейший материал раскрывает практические вопросы музы-
кальной работы: с детьми: формы, методы, приемы и сред-
ства.

В нашем же пособии все несколько иначе. Хотя здесь
имеется и описание методических приемов, и анализ музы-
кальных праздников в детском саду и школе,— все как
обычно, но есть и не совсем обычное. Например, материал
о музыкальной субкультуре детей, о детских «страшил-
ках», связанных с музыкой, освещаются вопросы типа —
«Зачем тебе музыка, дошкольник? Что отличает комплек-

5
сное музыкальное занятие от доминантного? Что вам изне-
стно о музыкальном аспекте вальдорфской педагогики или
концепции музыкального образования шестилеток, разра-
ботанной проф. Н.А.Ветлугиной”».

Своеобразно освещены и вопросы музыкального воспи-
тания детей в школьные годы: так, после параграфа о воз-
можных преемственных связях музыкального воспитания
в детском саду и школе, в пособии помещен материал о
рекомендуемом примерном содержании музыкального 0б-
разования младших школьников. На основе этого материа-
ла школьный учитель музыки вполне способен составить
собственную авторскую школьную программу музыкаль-
ного образования учащихся 1—3-х классов.

Методические основы музыкальной работы с младшими
школьниками тезисно освещаются в разделах, раскрынаю-
щих содержание музыкального воспитания в первом, вто-
ром и третьем классах.

Кроме того, в книге представлен большой раздел —
«Учимся на чужом опыте, или Наглядная методика музы-
кального воспитания младших классов». В нем описывается
целый рад проблемных педагогических ситуаций, возни-
кавших на уроках музыки, а также методический коммен-
тарий к ним или задание читателю — разрешить описан-
ную конфликтную ситуацию.

Такой наглядный подход, как показывает опыт работы
автора с учителями музыки, активизирует педагогическое
творчество, способствует лучшему запоминанию методи-
ческих средств и приемов, вооружает педагога знанием ре-
альных трудностей и проблем, возникающих на уроках.

Каждый из разделов содержит афоризм-эпиграф, начи-
наясь с него. В нем так или иначе раскрывается существо
освещаемых далее вопросов. При создании книги казалось,
что остро высказанная известным человеком мысль может
способствовать пробуждению ответного мыследействия чи-
тателя. Хочется верить, что подобный авторский прием не
будет чересчур раздражать читателя.

И еще один вопрос. Известно, какой «репертуарный го-
лод» испытывают сегодня воспитатели и музыкальные ру-
ководители детских садов, учителя музыки. Пособие в оп-
ределенной мере этот «голод» удовлетворяет, так как в нем
помещен ряд интересных песен. Они прошли апробацию в
личном опыте автора, а также в опыте работавших с ним в
Одной «педагогической связке» музыкальных руководите-
лей и школьных учителей музыки, таких как А.Грудниц-
кая, Л.Алексанова, Б.Рачина, С.Старобинский. Спасибо
им!

Конечно же, трудно (а, быть может, и попросту невоз-
можно!) одному человеку выстроить целостную систему
музыкального воспитания и образования детей. И потому,
естественно, в ходе работы мы широко пользовались публи-
кациями в журналах «Дошкольное воспитание», «Началь-
ная школа», «Музыка в школе» и «Искусство в школе»,
опирались на опыт таких методистов, музыкальных руко-
водителей и учителей, как О.Апраксина, Н.Ветлугина,
Л.Алексанова, В.Загвозэдкин, Е.Николаева, И.Маковей,
О.Радынова, В.Петрова, Е.Соловьева, Т.Хорошилова,
Е.Царькова.

Таким образом, как видим, предлагаемое пособие созда-
но не взамен уже существующим «Методикам», а как бы в
дополнение к ним. Его своеобразие состоит прежде всего в
том, что оно нацелено на освещение проблемных вопросов
современной практики музыкальной работы в детском саду
и начальных классах общеобразовательной школы.

Если ты учишь, старайся быть кратким,
Чтоб разум послушный тотчас понял слова
И хранил бы их в памяти верно!
Все, что излишне, хранить понятие наше не может.
Этими словами Горация хотелось бы закончить эту, не-
сколько затянувшуюся, преамбулу.

Ю.Б. Алиев,

доктор пед.наук, профессор,
действительный член Академии педагогических
и социальных наук

Август 1997. г.


Лазбел 1

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
МУЗЫКАЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ

Музыка способна оказывать известное воз-
действие на этическую сторону души; и раз
музыка обладает такими свойствами, то, оне-
видно, она должна быть включена в число пред-
метов воспитания молодежи.

Аристотель.

Нормальная схема музыкального воспита-
ния — образование склонности к музыке по-
средством привычки к ней в дошкольном возра-
сте (музыкальная среда, ритмическая гимна-
стика и пение с хороводами) и обучение техни-
ке игры в школьном возрасте (лучше всего в
начале этого возраста по причине гибкости ор-
ганов ребенка).

П.П.Блонский.

т. Концепция музыкального
воспитания детей

Принципиальная перестройка жизни нашего общества
на базе современных экономических, социальных и по-
литических факторов, подвергающихся коренным измене-
ниям, со всей необходимостью обусловливает возрастание
роли музыкального образования детей как важного элемен-
та саморазвития их личной художественной культуры.

Музыкальное образование воспитанников детских садов
и младших школьников призвано целенаправленно реали-
зовать на музыкальных занятиях и уроках музыки процесс
развития у детей способности чувствовать, понимать, лю-
бить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими.
Когда великие говорили, что театр превращает толпу в
народ, то тем самым определялось высокое назначение ху-
дожественного творчества. Создать народ — это поистине
великая миссия искусства.

Сборники

Книги музыкальных руководителей


 

Вложения

  • Методика музыкального воспитания.txt
    944.8 KB · Просмотры: 4
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →
Похожие темы История
Елена Григорьевна 162
Татьяна Юрьевна 263
Алина Дмитриевна 242
Алина Дмитриевна 285
Алина Дмитриевна 266
Алина Дмитриевна 393
Алина Дмитриевна 256
Любовь Васильевна 196
Любовь Васильевна 241
Алина Дмитриевна 368

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу