Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Музыкальная литература. Русская музыка XX века. 4-й год обучения. Рабочая тетрадь.Шорникова

Елена Григорьевна

Елена Григорьевна

Member
16 Июл 2022
58
3
Название: Музыкальная литература. Русская музыка XX века. 4-й год обучения. Рабочая тетрадь.

Автор: Шорникова Мария Исааковна

Издательство: Феникс, г. Ростов-на-Дону

Год издания: 2014




Скачать
Рабочая тетрадь содержит практические задания по темам, изложенным в учебнике «Музыкальная литература. Русская музыка XX века. 4-й год обучения». Эти задания разнообразны по формам: теоретические, практические, творческие, обобщающие, тестовые. В нее также включены дополнительные материалы, кроссворды. Все это расширяет кругозор учащихся, помогает в формировании собственного мнения о музыке и приучает к творческой работе.

Рабочая тетрадь точно соответствует содержанию учебника, для которого предназначена.

Скачать
ЗАНЯТИЕ 1. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
• Какое место русская музыка занимала в мировой музыкальной культуре в конце XIX века?
• Какое объединение музыкантов сыграло в музыкальной жизни страны той поры большую роль?
• Что было главной целью деятельности кружка?
• Расскажи о Митрофане Беляеве:
• Какие циклы концертов были организованы по его инициативе?
• Какие конкурсы устраивал Беляев?
• В каком городе находился Беляевский кружок?
• Что в это время происходило в Москве?
• Как звали создателя Частного оперного театра в Москве?
• Перечисли оперы, поставленные в Частной опере С. Ма-
монтова:
• Кто из выдающихся певцов начинал свою карьеру в
этом театре?_______________________________
• Назови имена художников, которые сотрудничали с
Мамонтовым:
• Как ты считаешь, какой жанр выдвинулся на первый
план в русской музыке в начале XX века?________
• С чьим именем это было связано?
• Как называлось объединение молодых талантливых
художников?____________________________________
Кто был идейным руководителем объединения?
• Перечисли имена художников, вошедших в него:
• Что воспевали члены объединения, к какой идее они
пришли к середине 1900-х годов?___________________
• В каком жанре проявились принципы «Мира искусства»?
• Сколько лет существовали «Русские сезоны» в Париже?
• Сколько балетных спектаклей было поставлено за эти
годы?______________________________________________
• Перечисли имена композиторов, писавших музыку для
дягилевского балета:_______________________________
• Кто из известных артистов балета и балетмейстеров
работал с Дягилевым?______________________________
• Какие процессы происходили в других музыкальных
жанрах в этот период?__________________________
• Назови имена русских музыкантов, пользовавшихся
большой известностью:
• Раздели фамилии композиторов на 3 группы:
старшее поколение:_______________________
среднее поколение:
молодое поколение:
• Как ты считаешь, почему это время (начало XX века) на-
звали Серебряным веком? Кому принадлежат эти слова?
Реши кроссворд:
7
По горизонтали:
1. Театр, основанный С. Мамонтовым «... опера».
4. Русский меценат, чье имя носил кружок русских
композиторов в Петербурге.
5. Великий русский певец, начинавший свою карье-
ру в Частной опере.
6. Замечательная русская балерина, участница труп-
пы Дягилева.
8. Идейный вдохновитель объединения.
9. Художник, член объединения «Мир искусства».
10. Творческое объединение «... искусства».
12. Великий русский танцор и балетмейстер, соратник
Дягилева.
15. Как называлось объединение композиторов в Пе-
тербурге?
По вертикали:
2. Русский антрепренер и деятель балета.
3. Композитор, писавший для Русских сезонов.
7. Великий композитор и пианист, прославившийся
в это время.
10. Создатель Частной оперы в Москве.
11. Художник, член объединения «Мир искусства».
13. Опера Римского-Корсакова, поставленная в Част-
ной опере.
14. Художник, член объединения «Мир искусства».
Внимательно прочти имена художников и музыкан-
тов. В левый столбец таблицы выпиши всех, кто связан с
Беляевским кружком, в средний столбец — с «Миром ис-
кусства», а в правый — Дягилевскими сезонами: Н. Римс-
кий-Корсаков, Н. Черепнин, И. Стравинский, М. Фокин,
С. Прокофьев, А. Павлова, Ц. Кюи, А. Лядов, А. Бородин,
П. Чайковский, А. Бенуа, В. Нижинский, А. Белый,
Л. Бакст, Т. Карсавина, Н. Рерих, В. Серов, М. Врубель.
Это интересно
В статье В. В. Стасова в журнале «Нива» (1904 г., № 2, с. 38)
было написано:
«Митрофан Беляев (1836-1903) — выдающийся музыкальный
деятель, которому русская музыка за последние двадцать пять лет
очень многим обязана. Отец его — богатый лесопромышленник; он
сам в молодости принимал участие в делах отца, прожив для этого
несколько лет на берегах Белого моря. В Архангельске, как и рань-
ше в Петербурге, он организовал любительский кружок квартетной
музыки, сам исполняя преимущественно партию второй скрипки.
В Петербурге он устраивал у себя с 1882 года еженедельные музы-
кальные вечера камерной музыки, которые в первое время не пре-
рывались даже и летом. Обычными посетителями «Беляевских пят-
ниц» бывали Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, А. К. Лядов и
многие другие выдающиеся музыканты — композиторы и испол-
нители. Здесь можно было встретить и А. П. Бородина, и П. И. Чай-
ковского, и Ц. А. Кюи, и приезжих артистов: например, Никиша и
др. Исполнялись на этих вечерах — преимущественно любительским
квартетом, в котором сам Митрофан Петрович играл на альте, — на-
ряду с классическими произведениями иностранной музыки и толь-
ко что написанные сочинения русских композиторов. Большое чис-
ло мелких отдельных пьес, специально для Беляевских пятниц напи-
санных, изданы затем Б. в двух сборниках под заглавием «Пятницы»
(см. «Вестник Самообразования», 1904, № 6). По пятницам разыг-
рывались и сочинения, присылавшиеся ежегодно на конкурс,учреж-
денный Беляевым при Санкт-Петербургском обществе камерной му-
зыки. Последние годы Беляев состоял председателем этого обще-
ства. Под влиянием своего увлечения новейшей русской музыкой, в
особенности сочинениями А. К. Глазунова, Беляев с начала 1880-х
годов оставил все свои торговые дела и предался всецело служению
интересам русской музыки. В 1884 году им было положено начало еже-
годным русским симфоническим и квартетным концертам,
а в 1885 году в Лейпциге была основана русская музыкальная ното-
издательская фирма. Этой фирмой за двадцать лет издано огромное
число русских музыкальных сочинений, начиная с романсов и кон-
чая симфониями и операми (в 1902 году Беляев пожертвовал в Им-
ператорскую Публичную библиотеку 582 тома своих изданий). Эта
сторона деятельности Беляева потребовала расхода в несколько сот
тысяч рублей, о возврате которых он и не мечтал. За неделю до его
кончины, когда болезнь сломила его крепкий организм и заставила
его лечь в постель, обычный пятничный квартет по его настоянию
все-таки не был отменен. Завещал он на продолжение и расшире-
ние начатого им музыкального дела значительные капиталы».
Действительно, М. П. Беляев завещал 1,5 млн рублей «Попечитель-
скому совету для поощрения русских композиторов и музыкантов».
Долгие годы совет работал во благо развития культуры Отечества.
Савва Иванович Мамонтов (15.10.1841-6.4.1918) — крупный
промышленник, меценат, деятель в области русского искусства, те-
атра и музыки. Учился в Петербургском горном институте, затем на
юридическом факультете Московского университета. Разбогател на
железнодорожном строительстве, был главным акционером обще-
ства Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, То-
варищества Невского механического завода и общества Восточно-
Сибирских чугуноплавильных заводов. Несколько лет жил в Ита-
лии, где занимался пением, изучал живопись. В 1870-1890 годах его
подмосковное имение Абрамцево стало центром художественной
жизни; здесь собирались виднейшие русские художники (И. Е. Ре-
пин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель,
М. В. Нестеров, В. Д. и Е. Д. Поленовы, К. А. Коровин) и музыканты
(Ф. И. Шаляпин и др.). При поддержке Мамонтова были созданы
художественные мастерские, развивавшие традиции народного твор-
чества и ремесел. В 1885 году он основал на свои средства Московс-
кую частную русскую оперу (существовала до осени 1904 года), про-
пагандировавшую творчество передовых деятелей русского музы-
кального искусства, утверждавшую новые принципы в
оперно-театральном искусстве, реалистический тип оперного спек-
такля (действенный хор, оформление).
Художественное объединение «Мир искусства» заявило о себе
выпуском одноименного журнала на рубеже Х1Х-ХХ веков. Выход
первого номера журнала «Мир искусства» в Петербурге в конце
1898 года стал итогом десятилетнего общения группы живопис-
цев и графиков во главе с Александром Николаевичем Бенуа
(1870-1960).
Главная идея объединения была выражена в статье выдающего-
ся мецената и знатока искусства Сергея Павловича Дягилева (1872-
1929) «Сложные вопросы. Наш мнимый упадок». Основной целью
художественного творчества объявлялась красота, причем красота
в субъективном понимании каждого мастера. Такое отношение к за-
дачам искусства давало художнику абсолютную свободу в выборе
тем, образов и выразительных средств, что для России было доста-
точно ново и необычно.
Скачать
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →
Похожие темы История
Любовь Васильевна 476
Любовь Васильевна 1K
Любовь Васильевна 584
Тамара Леонидовна 579
Елена Григорьевна 707
Татьяна Юрьевна 478
Любовь Васильевна 387
Татьяна Юрьевна 628
Вера Романовна 351
Вера Романовна 1K

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу