Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Музыкальное воспитание детей старшего дошкольного возраста на логоритмических занятиях

Музыкальное воспитание детей старшего дошкольного возраста на логоритмических занятиях
- Методич. рекомендации "Музыкальное воспитание детей старшего дошкольного возраста на логоритмических занятиях"
- Рецензия

Автор: Макарова Ольга Викторовна, музыкальный руководитель, МБДОУ Детский сад № 36 «Тополек», г. Осинники, Кемеровская область


Скачать материал

Скачать материал

переподготовки работников образования











МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ




Методические рекомендации








Кемерово 2022г.









Автор-составитель

Макарова Ольга Викторовна

музыкальный руководитель МДОУ

Детский сад № 36 «Тополек» г. Осинники







Содержание


ВВЕДЕНИЕ. 4

Методологические и методические основы логоритмики. 6

Структура и содержание логоритмических занятий. 10

Диагностика уровневой оценки музыкального развития детей старшего дошкольного возраста (по С. Мерзляковой) 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30

Список литературы.. 31

Приложение. 32








ВВЕДЕНИЕ



Ритм есть движение материи,

логически и пропорционально

распределённый во времени и

пространстве.

Э. Жак-Далькроз



Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребёнка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности. Одни проблемы сглаживаются с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются благодаря значительным усилиям со стороны взрослых.

Специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, отмечают низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь. При этом имеются в виду дети с сохранным интеллектом, нормальными и потенциальными возможностями, но по разным причинам отстающие в развитии от сверстников. Именно они вызывают особую тревогу у педагогов детского сада и родителей. И это правильно, потому что такие препятствия дети сами. Без специального психолого-педагогического сопровождения. Преодолеть не в состоянии, следовательно, им надо помогать.

В детских садах на сегодняшний день самая актуальная тема – коррекция речевых нарушений (поскольку именно эта патология наиболее часто встречается в этом возрасте, а так же наиболее эффективно поддаётся коррекции при своевременном лечении).

Профилактика дефектов речи требует комплексного воздействия со стороны разных специалистов: медиков, логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей. Важным и эффективным значением обладают логоритмические занятия, в основе которых лежат комплексные сочетания слов, музыки, движений.

Дети, посещающие наш детский сад, имеют различные диагнозы: это задержка речевого развития (ЗРР), алалия, дизартрия, дислалия.

Цель данной работы – представление опыта работы музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения по усвоению закономерностей музыкальной культуры и музыкального развития ребёнка на логоритмических занятиях.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

Определить методологические и методические основы логоритмики.

Раскрыть структуру и содержание логоритмических занятий.

Представить результаты работы по освоению закономерностей музыкальной культуры и музыкального развития ребёнка на логоритмических занятиях.







Методологические и методические основы логоритмики


Что же означает современный подход к музыкальному развитию и воспитанию ребёнка с нарушением речи?

На мой взгляд- это понимание, осмысление и принятие индивидуальных особенностей каждого ребёнка в качестве важнейшего компонента в музыкальном развитии для детей-логопатов.

При этом я принимаю на себя сопровождающую, раскрывающую позицию, т.е. вступая во взаимодействие с ребёнком, ценю естественный механизм его развития, стараюсь не разрушить их, а терпеливо наблюдаю за ним. Это определило кредо моей работы:

«не навреди естественному развитию ребёнка», и определило возложенную на меня миссию:

«ввести ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой»


Всё рассмотренное выше позволяет выделить мне концептуальное положение:

Признание уникальности каждого ребёнка.

Естественное развитие детей первично, а цели и задачи взрослых вторично, «ребёнок всегда прав», не правым может быть только взрослый, который не сумел заинтересовать и вовлечь.

Актуальность данной разработки обусловлена тем, что проблемы коммуникативного и языкового развития ребёнка дошкольного возраста всё чаще становятся факторами, тормозящими процесс его социокультурного развития (это показывают результаты исследований А. Р. Лурии, А. В. Запорожца. Об этом же свидетельствуют и результаты Интернет-форума «Развитие личности ребёнка дошкольного возраста средствами родного и иностранного языков»).

Данная разработка, с одной стороны, опирается на принципы развития и ампликации, положенные в основу программы «Развитие» с другой – на концептуальные принципы, положенные в комплексную программу «Воспитание и обучение в детском саду» под ред. Васильевой М.А. , Гербовой В.В. , по которой работает детский сад.

Важнейший дидактический принцип программы – развивающее обучение, опирающееся на научное положение Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие.

Выбор организованных форм двигательной активности и музыкально-ритмической деятельности обусловлен результатами корреляционного анализа, проведённого на основе взаимосвязи между уровнями развития способностей воспитанников детского сада (использовались методики изучения интеллектуальной, коммуникативной и двигательной активности Т.И. Чиркиной и «Компьютерная диагностическая программа по выявлению корреляции между развитием способностей воспитанников детского сада», разработанная Микляевой Н.В.).

Музыкальное воспитание в логопедическом детском саду носит если так можно выразиться «симптоматический» характер, т.е. проводятся с учётом «симптомов», характерных признаков для детей с нарушениями речи и направлена помимо решения общих музыкальных задач на решения коррекционных задач:

Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах. Выдержки волевых черт характера

Нормализации психических процессов и свойств: памяти, внимания, регуляции процессов возбуждения и торможения.

Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений , развитие дыхания, правильной осанки.

Исправление речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов.

Методологическую базу предлагаемого подхода составляют следующие положения:

положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка, которое нашло подтверждение в нейропсихологических исследованиях и выражается в том, что, чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребёнка, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание центральной нервной системы;

положение психофизиологии о речевых процессах как о сложнейшей системе сенсомоторных координаций;

положение П.К. Анохина о том, что на ранних этапах развития особенно отчётливо выступает связь высших психических процессов с их чувственной основой;

положение нейропсихологии об этапах развития пространственно-временных аспектов психической деятельности человека.

На современном этапе под логопедической ритмикой понимается одна из форм кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Теоретической основой для построения системы работы по логопедической ритмике выступает теория уровневой организации движений Н.А.Бернштейна.

Согласно данной теории, выделяется 5 уровней организации движений:

Уровень Аруброспинальный уровень ЦНС: обеспечивает бессознательную регуляцию тонуса мускулатуры тела с помощью проприорицепции , статическую выносливость и координацию.

Уровень В – таламопаллидарный: обеспечивает коррекцию, внутреннюю увязку целостного движения, согласование его составных частей, выразительные движения, пантомимику, пластику.

Уровень С – пирамидно-стриальный: обеспечивает согласование двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации, движения целевого характера, имеющие начало и конец.

Уровень Д – теменно-премоторный, кортикальный. Ведущей афферентной системой является представление о предмете. Афферентация опирается на смысловую сторону действия с предметом. Пространственное поле приобретает новые топологические качественные характеристики ( верх, низ, между, над, прежде, потом). Происходит осознание правой и левой сторон тела.

Уровень Е – высший картикальный уровень символической координации и психологической организации движений: осуществляет понимание чужой и собственной речи, содержание решаемой задачи, письменное и устное выражение своих мыслей; музыкальное и хореографическое исполнение. Действия этого уровня основываются на образном мышлении.

Известно, что речь способствует формированию произвольной организации всех высших психических функций, входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение.

С позиций уровневой организации деятельности человека, принятых в нейропсихологии, этому должны способствовать :

на нейрофизиологическом уровне – формирование межполушарных взаимодействий;

на сенсомоторном уровне – овладение ритмом организации собственных движений и взаимодействий с другими детьми;

на деятельностном уровне – овладение комментирующей планирующей контролирующей и регулирующей функциями речи.

Достижение целей логопедической и фонетической ритмики и решение указанных задач осуществляется с учётом следующих принципов:

принцип опережающего подхода, диктующий неоходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного коррекционного обучения- с другой;

принцип развивающего обучения (основывается на идее Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;

принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия фонетической ритмикой;

принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Надо помнить , что этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком изучаемого материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;

принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных ,физиологических особенностей и характера патологического процесса . Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых и музыкальных заданий;

принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;

принцип наглядности , обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых зрительных и двигательных образов детей.



















Структура и содержание логоритмических занятий



Важным и эффективным воздействием в коррекции развития детей с нарушениями речи обладают логоритмические занятия, в основе которых лежит комплексное сочетание слов, музыки, движения.

Логоритмическое занятие – это одно из реабилитационных средств в работе с детьми-логопатами. Учёными доказано прямая естественная связь между движением рук и произношением слов. Благодаря тому, что в коре головного мозга речевая зона и двигательная зона кисти расположены рядом.

Общим для детей с нарушением речи является наличие органического нарушения головного мозга, пониженная речевая активность. Отсутствие связной, грамматически правильно оформленной речи, а также сформированного соответственно возрасту звукопроизношения.

Помимо собственно речевого нарушения у детей логопатов наблюдается нарушения развития психических процессов: внимания, памяти, слабой ориентировки в пространстве. Наблюдается недостаточное развитие личности ребёнка (самосознание, самооценки, взаимоотношения с окружающими людьми).

И когда такие дети приходят ко мне на музыкальное занятие, то они выделяются из общего числа детей.

Психомоторное развитие таких детей отстаёт от нормы: они «неуклюжи», с трудом ориентируются в пространстве, плохо следят глазами за движущимся предметом, их движения плохо координированы.

Особую трудность вызывают согласованные движения рук и ног при разучивании игр и танцев. Часто такие дети не владеют даже простыми двигательными навыками (хлопки в ладоши, прыжки, повороты).

На практике давно уже отмечено, что любые навыки усваиваются быстрее и легче при наличии речедвигательного комплекса. С этой точки зрения логоритмические упражнении желательно включать в различные виды музыкальной деятельности. При этом этапы логопедической работы с детьми на музыкальных занятиях должны соответствовать работе логопеда и также предполагают следующую последовательность.

Подготовительный этап.

Формирование произносительных умений и навыков.

Развитие коммуникативных умений и навыков.


Логоритмические занятия провожу регулярно на протяжении всего учебного года. Продолжительность занятий 20-30 минут.

Занятие состоит из трёх частей:

-Подготовительной

-Основной

-Заключительной

Подготовительная часть составляет 5-7 минут. Сюда могут входить различные виды упражнений, подготавливающие организм к основной двигательной и речевой нагрузке. Планирую различные виды ходьбы и бега; на носочках, на пятках, с движение рук, с изменением направления, со сменой движений, с перестроением. Сюда включаю пальчиковую гимнастику.

Основная часть длится 15 минут и включает в себя 3-4 вида упражнений. Сюда планирую упражнения на развитие зрительной , двигательной, слуховой или речеслуховой памяти и внимания; музыкально-двигательные и музыкально-ритмические упражнения с предметами без предметов; упражнения, развивающие координацию речи и движения с музыкальным сопровождение и без него; упражнения на развитие продолжительного речевого выдоха и силы звучания голоса, пение песен, попевок.

Особое внимание уделяю упражнениям по формированию певческих навыков: чистоте интонирования, дыхания, дикции, правильного звукообразования. При этом слежу за тем чтобы дети брали дыхание в начале фразы, «не разрывали» слово во время исполнения, правильно его располагали при пропевании гласных звуков. Особое внимание уделяю на подвижность нижней челюсти при открывании детьми рта на произношении твёрдых окончаний слов.

В работе над дикцией использую приём проговаривание текста одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет следить детям за правильным положением губ, мобилизует не только их внимание, но и побуждает детей к более чёткому произношению слов.

Слежу за осанкой детей во время занятия. «Прямосидение» и «прямостояние» способствует не только выработке правильного дыхания, но и развитию волевых черт характера ребёнка.

Много усилий требует работа над чистотой интонирования : с одной стороны надо научит ребёнка вслушиваться в мелодию, запоминать её, а с другой- правильно воспроизводить её координировать голос со слухом. Для этого использую ряд приёмов:

проигрывание мелодий на фортепиано, металлофоне.

Пропевание мелодий педагогом или чисто поющими детьми с музыкальным сопровождение и без него.

Поглаживание рук ребёнка во время пения. Этот приём очень помогает в работе с «гудошниками», а их довольно много в речевых группах.

И ещё на один приём координации слуха и голоса хочется обратить внимание. Предлагаю ребёнку слегка прикрыть пальчиком слуховой канал одного уха. В этом случае он будет хорошо слышать музыкально сопровождение и пение других детей.

На заключительную часть занятия отводится 5-7 минут. В неё входя игры на развитие мимических и пантомимических движений у детей, подвижные игры и игры-драмматизации.

В содержание логоритмических занятий включаю следующие виды заданий:

- ходьба и маршировка в различных направлениях;

- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

- упражнения регулирующие мышечный тонус;

- упражнения, активизирующие внимание, память;

- счётные упражнения, формирующие чувства музыкального размера;

- упражнения формирующие чувство музыкального темпа;

-ритмические упражнения;

- пение;

- упражнения в игре на музыкальных инструментах;

- слушание;

-самостоятельная музыкальная деятельность;

- игровая деятельность;

- упражнения для развития творческой инициативы;

Виды музыкальной деятельности в логопедических группах традиционные – это слушание музыки, исполнительство ( включающие пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах) творчество. Но есть особенности в работе над этими видами деятельности с детьми, страдающими речевыми нарушениями.

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других её видов, т.е. по сути является ведущим. Ребёнок не выучит песню, если перед этим он её не разу не послушал, не понял её содержание, не запомнил мелодию. В основе разучивания танца или игры также лежит восприятие музыки: именно она определяет характер движения.

Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач, но только при правильном подходе к работе над этим видом музыкальной деятельности. Хочется обратить внимание лишь на отдельные моменты.

У детей с речевыми нарушениями чрезвычайно важно развивать музыкальное восприятие , которое, в свою очередь, будет требовать развитие внимания и памяти т.е. способствовать решению важнейших коррекционных задач.

После прослушивания музыкального произведения полезно не только поговорить о нем, что у детей с речевыми нарушениями может вызвать большие затруднения, но и предложить им подвигаться под эту музыку, чтобы они прочувствовали её характер, передали свои чувства, своё отношение к музыкальному произведению. Это будет способствовать и увеличению интереса к музыкальному произведению.

Следует ориентироваться на интерес детей. Если он отсутствует или выражен слабо, особое внимание надо обратить на подбор музыкальных произведений для слушания, проанализировать методику, может быть, выбрать другие методы.

Работая над развитием музыкального восприятия, желательно использовать не только музыку, но и другие виды искусства: поэзию, живопись. Например , можно провести тематическое занятие, посвящённое временам года, на котором дети будут слушать музыку П.Чайковского, А. Вивальди, Э. Грига, стихи А.Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина; посмотрят репродукции картин И.Левитана, И.Грабаря, И. Шишкина, А. Куинджи, А. Соврасова. Иллюстративный материал и поэтические произведения сделают восприятие более полным и глубоким.

Живой отклик находит у детей предложение нарисовать то, о чём рассказала музыка.

Иногда музыкальные произведения ( например, «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского) можно прослушать, потом сыграть на ударно-шумовых музыкальных инструментах , а потом подвигаться в такт музыки. Это также поможет углубить восприятие музыкального произведения.

Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности детей и в обычных детских садах и в логопедических. Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Оно способствуют развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение); расширение кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счёт расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношения и ритмико-мелодическая сторона: темп,. ритм, тембр, динамика).

Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков : невнятное произношение, проглатывание окончаний и слов, особенно твёрдых,- а пение на слоге «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Музыкально-дидактические игры с пением, способствуют развитию фонетико-фонематического слуха.

Требования к подбору песен для детей с нарушениями речи.

При выборе песен для разучивания с детьми логопедических групп желательно обратить внимание на их соответствие возможностям детей, включающее следующие их характеристики.

Доступное содержание

Удобный для произношения текст, в котором отсутствует или редко встречаются трудные звукосочетания, но много гласных звуков.

Несложное, запоминающаяся мелодия, желательно с повторами, с ясной ладовой основой.

Нисходящая мелодия песен.

Фразы не очень длинные, особенно в начале обучающего периода. Постепенный переход от более коротких фраз к более длинным формирует постепенный выдох, правильное дыхание и правильное произношение.

Темп песен медленный или средний. Постепенно переходящий в более быстрый и отрывистый, требующий большой подвижности периферических отделов речевого аппарата.

Несложный аккомпанемент, который не заглушает мелодию, а лишь украшает и поддерживает её.

Коррекционная направленность песен, позволяющая закрепить правильное произношение звуков, способствующая развитию внимания и памяти или выработке правильного дыхания.

Разноплановость песен по характеру исполнения и содержанию. Включение в репертуар песен. Приуроченных не только к праздничным датам , но и народных, тематических , шуточных, игровых, позволяющих использовать хоровое и сольное пение , пение с движением , детское творчество.

К стихотворному материалу предъявляется ряд требований. Он должен иметь:

- разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря ( глагольного, именного) у детей с общим недоразвитием речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией;

- определённый динамический размер, чтобы можно было соотнести движение руками, ногами, туловищем с ритмом речи;

- среднюю длину строки, т.к. для длинной строки трудно подобрать соответствующие движения;

- насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движения ;

-сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением.

В течение всего учебного года дети в логопедических группах разучивают несколько песен, но часто из-за недостаточного развития памяти они довольно быстро их забывают. Чтобы этого не происходило надо время от времени их повторять. Можно устроить концерт для кукол или для детей другой группы.

Музыкально-ритмические движения.

Очень большое значение этот вид исполнительской деятельности имеет в логопедических группах: оказывает на детей коррекционное воздействие , развивает внимание, память, корректировку в пространстве, координацию движений. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка» (Л. Генералова).

Ребёнку с нарушением речи при наличии определённых двигательных навыков легче передать характер музыки в движении , чем описать его словами.

В музыкальном воспитании детей с речевыми проблемами используются следующие упражнения:

На основе основных движений (ходьба, бег, прыжки и их разновидности);

На развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов

(общеразвивающие упражнения);

На развитие ориентировки в пространстве;

Для повышения качества выполнения движений, которые помогают придавать им пружинный, плавный или маховый характер, в зависимости от особенностей музыкально-двигательного образа;

В танцевальных и плясовых движениях;

На развитие мышечного чувства, мышечного тонуса (без музыкального сопровождения);

Активизирующее внимание;

Развивающее мелкую моторику рук;

Формирующее музыкально-ритмическое чувство.

В некоторых упражнения используются предметы, например, мячи, флажки, ленты, погремушки и т.д.

Упражнения на освоение основных движений

По тому, как ребёнок ходит, бегает, прыгает, можно судить о его физическом развитии, умении координировать движения, эмоциональном настрое.

Если у ребёнка плохо развиты основные движения, то с ним весьма трудно разучивать танцы и игры: все они включают в ходьбу, бег или прыжковые движения. Очень часто логопедические группы посещают дети, у которых нарушены координация движений во время ходьбы, которые бегают на всей ступне, а не на носках, не владеют поскоками, плохо прыгают. А о качестве выполнения разновидностей основных движений и говорить не приходиться!

На занятиях по логоримике я использую упражнения на освоение разных видов ходьбы (устремлённый, спокойный, пружинный, осторожный, на носках, с высоким подниманием бедра, приставным шагом), бега (лёгкого, стремительного, пружинного, широким шагом, с высоким подниманием бедра), прыжков ( на двух ногах на месте, на двух ногах с продвижением вперёд, поочерёдно на правой и левой ноге, прямой голоп, поскоки).

Работа над развитием основных движений проводится руководителем физического воспитания на физкультурных занятиях и досугах; воспитателем на физкульминутках и в повседневной жизни; мною на занятиях по логоритмике , на музыкальных занятиях и досугах.

В этой работе я использую:

а) упражнения без музыки, чтобы дети лучше поняли и почувствовали , как надо выполнять эти движения;

б) упражнения под музыку, чтобы дети не только правильно выполняли движения, но и двигались в темпе музыки.

Полезно иногда проводить «музыкально-ритмическую гимнастику»

(название условное), т.е. разные виды основных движений под музыку разного характера. Такая гимнастика способствует развитию не только мышц но и развитию внимания и музыкального восприятия.

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве

Этот вид упражнений тесно связан с предыдущим, ибо они построены в основном на таких движениях, как ходьба и бег. Развивая ориентировку в пространстве, я учу детей:

ходить, бегать, скакать друг за другом в колонне по одному, по кругу, с соблюдением дистанции;

строится парами, врассыпную, по кругу, в колонну;

ходить, бегать, скакать парами по кругу , соблюдая дистанцию;

строится в колону , в шеренгу, по кругу, по углам, в рассыпную;

ходить, бегать, двигаться поскоками в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга , не мешая друг другу;

строится в круг из разных положений : сидя, стоя в шеренге, стоя

в рассыпную;

строится вкруг лицом к друг другу, спиной, боком;

равномерно сужать и расширять круг;

находить место в колонне: стоя и во время движения;

ходить со сменой ведущих;

ходить по залу меняя направления: на право , налево, по диагонали, змейкой , противоходом;

строится из колонны в пары: расходится на право- на лево по одному;

перестраиваться из пар в четвёрки , расходиться парами на право- на лево;

перестраиваться из большого круга в маленькие кружки;

перестраиваться из одной большой колонны в три маленькие;

различать правую и левую руки; рассчитывать расстояние, развивая глазомер и ощущая себя в пространстве.

Для развития ориентировки в пространстве используя ряд упражнений:

«Найди место в колонне», «Перестроение шеренги в круг», «Дедушкин рассказ», «Стройте круг», «Выход новых ведущих», «Показывая направление».

Развитию ориентировки в пространстве способствуют хороводы, танцы, игры и игровые задания.

Общеразвивающие упражнения.

Эти упражнения (для развития отдельных групп мышц и подвижности суставов) помогают тренировать мышцы шеи, плечевого пояса, ног, корпуса; активизирует их работу; развивают быстроту, чёткость, размах движений; помогают устранять отдельные физические недостатки.

Они проводятся и с предметами (флажки, султанчики, обручи, скакалки, мячи), и без них. Чаще всего их используют на физкультурных занятиях, утренней гимнастики, физкультминутках. Но и на занятиях по логоритмике без них не обойтись: среди детей с речевыми нарушениями часто встречаются ослабленные дети, с недостаточным физическим развитием в целом и развитием двигательного аппарата . Они требуют дополнительного внимания. Если дети уже овладели некоторыми видами общеразвивающих упражнений, их можно дать под музыку. Если же какое-либо упражнение пока представляет для них большую трудность, то сначала я учу детей правильно его выполнять без музыки (если оно не превышает их физических возможностей), а уже потом и с музыкальным сопровождением.

Среди общеразвивающих важное место отводится упражнениям способствующим совершенствованию движению рук: плавных, маховых, с реальными и воображаемыми предметами, на различение правой и левой руки, на развитие кистей рук и мелкой моторики: « Качание рук с лентами», качание рук, «Мельница», «Большие крылья», «Рисуем на песке», «Выразительные руки».

При разучивании таких упражнений я использую зеркальное изображение движений.

Упражнения в танцевальных движениях (навыки выразительного движения).

Эти упражнения тесно связаны с общеразвивающими. Чаще всего я использую их на музыкальных занятиях, но также включаю их на занятиях логоритмикой. Танцевальными движениями дети овладевают в упражнениях, играх-потешках («Радуга-дуга», «Андрей-воробей»), музыкальных упражнениях, играх (« Зеркало», «Ой, хмель, мой хмелёк», «Затейник»):

1. Начинаю разучивание танцевальных движений без музыки, чтобы дети лучше освоили технику движений.

2. Сложные движения учу поэтапно. Например, «полуприсядку» начинаю с обучения правильному приседанию, затем добавляю выпрямление и выставление ноги на пятку. При выполнении этого движения не забываю об осанке.

3. Если дети не чувствуют ритма движения, перетопа или ковырялочки, предлагаю им отхлопать ритмический рисунок данных движений или проиграть его на бубне, погремушке, а потом «изобразить» ногами.

4. Чтобы помочь детям лучше почувствовать темп движения в танце

(построенном на ходьбе или беге), упражняю их в беге или в ходьбе на месте.

В работе над навыками выразительного движения помогает танцевальная разминка (дети по показу взрослого, под музыку выполняют несложные движения: «Радугу», «Окошко», «Крылышки», «Фонарики», «Топающий шаг на месте», «Каблучок») «Свободная пляска» (дети танцуют, как «диктует» им характер самой музыки, как они чувствуют и как умеют; взрослые наблюдают и отмечают тех, кто выполняет интересные движения).



Упражнения для развития мелкой моторики и кисти рук.

Развитие мелкой моторики пальцев рук является неотъемлемой частью каждого занятия по логоритмике и по возможности должно предшествовать речевой активности детей. Эта работа проводится по трём разделам:

Развитие статической координации, динамической координации и двигательной памяти. Для этого можно предложить детям манипуляции с собственной рукой (« Весёлые ладошки», «Дудочка», «Полоскать платочки», «Ветер и ветерок», « Игра с водой» , «Собираем камешки», а так же игровое задание «Воображаемый оркестр» (детям предлагают сыграть на воображаемом рояле или аккордеоне, дудочке и т.д.).

Ещё больше будут способствовать развитию мелкой моторики упражнения с предметами: «Упражнения с мечами», «Весёлая ленточка», «Лапочки», «Аннушка».

Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконентрировать внимание, снять возбуждение. Упражнение, регулирующие мышечный тонус являются вспомогательными и проводятся без музыки, чтобы ребёнок мог полностью сосредоточится на своих ощущениях и выполнять расслабление или напряжение в удобном для себя темпе.

Даются эти упражнения дошкольникам нелегко , но использовать их в работе с детьми, имеющими речевые нарушения необходимо: многим из них (особенно заикающимся) свойственны излишнее напряжение мышц, мышечные зажимы, плохая координация движений. Очень хороши упражнения « Ронять руки», «Кулачки кисти», «Ронять корпус», «Стряхивать воду с пальцев», «Поднимать и опускать плечи», «Деревянные и тряпичные куклы». При этом необходимо использовать не только словесные методы, но и наглядные , прежде всего тактильно-мышечную наглядность, т.е. индивидуальную помощь педагога отдельным детям.

Упражнения, воспитывающие музыкально- ритмическое чувство.

Эти упражнения направлены на передачу движений темпа, акцентов музыкального произведения и его ритмического рисунка. Методика музыкального воспитания предоставляет прекрасный материал для работы в этом направлении: развитие музыкально-ритмического чувства, относящегося к основным музыкальным способностям, является одной из важнейших задач музыкального воспитания.

Формирование чувства ритма начинается с освоения темпа (от быстрого к медленному), затем метра ( от двудольного к четырёхдольному, потом к трёхдольному), позднее ритмического рисунка ( от чередования одинаковых длительностей к чередованию различных длительностей).

Развитию музыкально-ритмического чувства способствует и игра на детских музыкальных инструментах, и пение, и музыкально-дидактические игры, танцы, например: «Передача платочка» муз. Т.Ломовой, «Мелодия»; «Забавный случай» муз.Д.Кабалевского; «Повтори , дружок, за мной», муз. Н. Щербаковой; «Потянулись», муз. Ф. Шуберта «Экосез»; игра «Оркестр», укр. нар. Мелодия; игра «Мышеловка» муз. К. Стеценко «Гопак».

Работая над развитием музыкально-ритмического чувства у детей с речевыми нарушениями, необходимо вспомнить и о том, что разный ритм по-разному воздействует на их психофизическое состояние.

Так, «маятниковый ритм» ( в ритме колыбельной) успокаивает, поэтому музыкальные произведения такого плана полезно чаще использовать в работе с гиперактивными , возбуждёнными детьми.

Секундный «альфа-ритм» развивает внимание и память, побуждает к действию; заторможенным детям полезно давать музыку для прыжков, активной ходьбы в темпе марша, сильных хлопков.

Упражнения, активизирующие память.

Внимание – это сосредоточенность на определённом объекте и направленность на него психической деятельности. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно.

Развитие внимания должно пронизывать все виды и формы деятельности детей с речевыми нарушениями. Почему? Говоря об их характерных особенностях логопеды, психологи и педагоги отмечают недостаточное развитие внимания и памяти, что в свою очередь плохо отражается на развитии мыслительной деятельности и речи.

Предлагаю детям ряд заданий: «Повтори движения», «Запрещённое движение», «Упражнения с флажками» (без музыкального сопровождения), «Поздравляем», «Передача флажка».

Задания на внимание являются составной частью некоторых музыкальных игр: «Кого не стало» муз. Ф. Шуберта, «Прятки», муз. А.Филиппенко, «Магазин игрушек», «Какая игрушка спряталась», «Не опоздай», рус .нар. мелодия, «Бери флажок» муз. «Две венгерские мелодии», «раз, два, три, четыре, пять» автор Е.Соковникова.

Танцы.

Танец может детей многому научить: развить внимание, ориентировку в пространстве, чувство ритма, координацию движений, а еще - механизм подстройки движений к музыке и к движениям партнёра. При выборе парного танца есть определённые требования:

Музыка для танца должна иметь ярко выраженные характерные части, настраивающие на определённые движения.

При выборе танца учитываю двигательные навыки детей: справится ли большинство из них с движениями? Начинаю с более лёгких танце, которые дети исполнять качественно, что приносит им удовлетворение. Чтобы не тормозить более «продвинутых» в двигательном отношении детей, предлагаю им дополнительно сюжетный или характерный танец.

Выбираю парные танцы с ритмическими заданиями ( хлопки, притопы, приседания, прыжки), а также с заданиями на развитие ориентировки в пространстве, например: «До свидания , дружок» (муз. И.Штрауса).

Весьма удобные для логопедических групп танцы типа «Приглашение» по укр. нар. мелодию, при этом начинают выполнять движения более развитые дети или взрослые, а потом постепенно в танец вступают все дети.

Большую помощь при разучивании парного танца может оказать подготовительная работа: наиболее трудные танцевальные фигуры отрабатываю с детьми заранее.

При разучивании парных танцев некоторым детям может потребоваться индивидуальная помощь.

Танцы с пением и хороводы.

Очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения; а также могут использоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т.е. гораздо чаще, чем другие виды танцев. При выборе танцев с пением и хороводов необходимо учитывать навыки детей в пении и движении для того, чтобы, выучив песню и разучив движения, они могли двигаться под собственное пение, что даёт наибольший коррекционный эффект. Примерами таких танцев могут служить композиции Р.Борисовой «Приглашение» (на муз. «Праздничная полька» В. Витлина) и «Хоровод дружбы» ( американская нар. мелодия).

Использование сюжетных, национальных, характерных танцев зависит как от состава группы и двигательных умений детей.

Игра.

Игра, относящаяся к музыкально-ритмическим движениям, является основным видом деятельности дошкольников. Музыкальные игры имеют большое значение в музыкальном развитии детей. С их помощью в интересной и непринуждённой форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.

Известно, что игры, даря радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера, развитию координации движений, быстроты реакции, ловкости.

В музыкальном воспитании чаще всего используются игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, а также музыкально-дидактические игры.

Сюжетные инструментальные игры отличаются яркими музыкально-игровыми образами, в этих играх есть персонажи, события, отношения между действующими лицам. Всё это заставляет детей реагировать эмоционально и действовать творчески, в соответствии с развивающимся сюжетом. Более раскрепощённые, раскованные дети легче включаются в игры, быстрее соглашаются на ведущую роль. Для детей с речевыми нарушениями такие игры представляют определённую трудность, и в тоже время именно они могут оказать большое воспитательное и коррекционное воздействие. При этом большое внимание уделяю личностному развитию каждого ребёнка и совершенствованию его эмоционально волевой сферы. Перед разучиванием сюжетной игры знакомлю детей с её содержанием и музыкой.

Несюжетные инструментальные игры обычно включают элементы соревнований, с их помощью решаю двигательные задачи – ритмические и творческие ( игра Л.Михайловой «Не шевелись» муз. Б. Можжевелова «Весёлые скачки»). Несюжетные игры включают определённые правила, которые должны выполняться всеми играющими. Часто в таких играх используются разнообразные предметы (бубны, погремушки и т.д.).

С помощью игр с пением решаю многие задачи музыкального воспитания (формирование интереса к музыке и пению, развитию музыкального слуха, памяти, чувство ритма, чистоты интонирования), а также коррекционные задачи (нормализация психических процессов и свойств, тренировка двигательного аппарата, упорядочивание темпа движения и пения). К достоинствам игр с пением относится и то, с их помощью легче отрабатывать координацию пения и движения.

Игры со словом также, как и игры с пением, своими корнями уходят в фольклор, в том числе в потешки, прибаутки. Музыкальность, песенность игр со словом позволяет с успехом использовать их на музыкальных занятиях, досугах, праздниках.

«Большая роль в работе по развитию речи принадлежит подвижной игре, особенно игре, созданной на основе поэтического теста (образцов народной и современной детской поэзии). Эмоциональная отзывчивость ребёнка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическим движениями, выполняемыми под стихотворный текст. В подвижной речевой игре дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность речи, познают меткость и выразительность языка» (К. Ряховская).

Каково же значение игр со словом? Они развивают речь, расширяют кругозор, улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают чувство ритма, интонационный и поэтический слух, музыкальность (если любую знакомую детям потешку «произнести» слогами, например па-па-па, та-та, придавая им определённую интонационную окраску и ритм, то многие дети сразу поймут о какой потешке идёт речь), голосовые возможности детей ( потешка произносится то со средним, то с высоким звучанием), координацию движения со словом, например «Солнышко», «Андрей-воробей», «Радуга-дуга», скорее похожи на игровые упражнения со словом. Другие ( они особенно нравятся детям) являются настоящими играми, содержащими игровой момент, и игровые правила, например «Петух», «Две тетери», «Сокол молодой», «Ваня простота».

Несколько слов о методике разучивания игр со словом. Сначала ребёнок воспринимает материал, потом осмысливает его, а затем уже воспроизводит. Поэтому игру со словом начинаю под чтение , затем по отдельности разучиваю движения и текст. Когда текст разучен и движения освоены их надо объединить, предложив детям сопровождать движения словами, обращая внимание на высокое звучание, выразительное произношение и согласование текста и ритма как движения, так и речи. Произношение текста по слогам, скандирование недопустимы: это нарушает поэтичность, музыкальность, эмоциональность текста и всей игры в целом. Если же интенсивность движений мешает проговаривать текст, то я разбиваю детей на подгруппы: часть детей играет, проговаривая текст, а другая активно включается в проговаривание.

Игры со словом хороши ещё и тем, что их могут использовать и воспитатели, и логопеды на занятиях, физкультминутках, прогулках, а дети - в самостоятельной деятельности.

Исполнительство.

Несколько слов о специфике такого вида исполнительской музыкальной деятельности, как игра на музыкальных инструментах.

Учим ли мы детей с речевыми нарушениями игре на детских музыкальных инструментах , игре в оркестре? Да! Но для меня это не самоцель, а скорее средство решения коррекционных задач, к которым относятся следующие.

Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребёнку, играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию.

Развитие координации движений при игре на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, металлофон, маракасы и тд.

Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках, пианино озвученных и беззвучных, металлофонах , колокольчиках и тд.

Развитие дыхания пи игре на духовых инструментах ( триолы, дудочки) в индивидуальных занятиях с музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем.

Развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа, «На каком инструменте я играю?», «Отгадай инструмент и сыграй, как я», «Музыкальное лото».

Развитие координации пения с движением пальцев рук ( ребёнок поёт и «играет» на неозвученном пианино в самостоятельной музыкальной деятельности)

Развитие музыкально-ритмического чувства. Довольно часто у детей с ОНР, заиканием наблюдается нарушение темпа и ритма не только речи, но и движения. В преодолении этих нарушений большую помощь может оказать игра на музыкальных инструментах. В индивидуальной работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями могут быть задействованы любые детские музыкальные инструменты. Чаще используются металлофоны и ударно-шумовые инструменты со звуками неопределённой высоты: бубны, калатушки, погремушки, кастаньеты, трещётки, тарелки, треугольники, барабаны, ложки, колокольчики.

На этих инструментах с детьми логопедической группы можно сыграть в ансамбле или в оркестре несложное музыкальное произведение, народные мелодии, что целесообразно сопровождать игрой музыкального руководителя на фортепиано или фонограммой. Это удобно, т.к. позволяет мне дирижировать детским оркестром.

Творчество как один из видов музыкальной деятельности детей.

Творчество в музыкальном воспитании предполагает развитии у детей творческого воображения, творческой активности, способности к импровизации в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детский музыкальных инструментах. А для этого необходимы следующие условия.

Достаточно развитое музыкальное восприятие.

Определённый объём знаний, умений и навыков в том или ином виде музыкальной деятельности (чем больше багаж, тем выше могут быть результаты в творчестве детей).

Подбор музыки, который несёт эмоциональную и смысловую нагрузку, вызывает у детей желание двигаться.

Выбор интересного задания, связанного с пением или игрой на детских музыкальных инструментах.

Создание творческой атмосферы в дошкольном учреждении.

Наличие оригинальных технических средств обучения. Атрибутов.

В работе с детьми логопедических групп творчество является не самоцелью, а скорее всего, средством коррекции помогающим преодолеть неуверенность, стеснение, снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание и память.

У детей с речевыми нарушениями творческую активность можно формировать в следующих ситуациях.

При передаче характерных образов в играх, хороводах, упражнениях, этюдах (например, «Придумай фигуру», муз. Б. Можжевелова; «Игра с водой», французская нар. мелодия; «Куры и лиса», муз. Ю.Рожавской)

В танцевальных импровизациях, в которых дети будут самостоятельно отвечать на музыку движением. Сначала дети с речевыми нарушениями могут самостоятельно выбрать лишь какое-то знакомое плясовое движение и выполнять его, пока звучит музыка; в дальнейшем уже пытаются объединить несколько движений, а иногда даже придумать свою композицию или какое-то известное движение, но в новом варианте. При этом важно то, что дети могут выбрать то движение, которое способны выполнить в заданном темпе, ведь механизм подстройки у них развит недостаточно хорошо, координация движений плохая, поэтому они, даже если и воспринимают темп музыки, не могут выполнить предложенное движение в этом темпе. Получив возможность самим выбрать движение. Дети могут подобрать наиболее удобное для них и выполнять его в темпе музыки. В этой работе могут быть полезны танцевальные упражнения «Зеркало», «рус.нар.мелодия «Ой, хмель-хмелёк», автор движений Р.Борисова), «Кто лучше пляшет?» ( муз. Н. Майлана, автор движение Р. Борисова ), «Танец с бубнами» ( муз.А.Казеллы «Финальный галоп», автор движений Р. Борисова)

На логоритмических занятиях использую (в грамзаписи) народные плясовые мелодии разного характера, вальсы, польки, современные танцевальные мелодии. Сначала, как правило, дети стесняются, но постепенно музыка побуждает их к действию. Поощрения взрослых, их внимание и похвала помогают преодолеть стеснение, зажатость у детей, а, также включить их в творческий процесс.

Большое значение имеет правильный выбор музыкального произведения для импровизации. Музыка должна вызывать ярку двигательную реакцию детей, желание двигаться в соответствии с её характером.

Импровизация мелодий, попевок даётся детям с речевыми нарушениями очень тяжело т.к. слишком мал и несовершенен запас певческих навыков. Учитывая особенности детей с речевыми нарушениями ( недостаточное развитие слухового внимания. артикуляционного аппарата, координации голоса и слуха, а также способности к модуляции голоса), подвести их к сочинению мелодии в ритме вальсов , полек, маршей, я, как правило не успеваю. Для детей с нарушениями речи более доступны задания типа «Спой своё имя», «Сочини мелодию к словам». Очень любят дети сочинять окончание фразы мелодии к попевкам «Зайка, зайка, где бывал?» и «Что ты хочешь, кошечка?»

Некоторые дети способны справиться с заданием типа «Придумай и спой колыбельную для кукол». В этом случае они придумывают мелодию и пропевают её на слоге «ля-ля-ля», «та-та-та».

В игре на ударно-шумовых инструментах дети чаще всего импровизируют ритм, но могут справиться с заданием «Придумай и сыграй марш на барабане, бубне».

Детям с нарушениями речи не просто придумать и спеть мелодию, сочинить свою композицию движении, но, тем не менее, творческое задание заставляет их думать, стимулирует активность.

Благодаря занятиям по развитию творческих способностей многие, раскрывая свой потенциал, становятся более уверенными и активными.

Самостоятельная музыкальная деятельность.

Самостоятельная музыкальная деятельность поможет ребёнку «раскрыться»: по-своему выразить то, с чем он познакомился на логоритмическом занятии и вне детского сада. Проявит свою инициативу. самостоятельность, творческие способности, воображение – доставит ему удовольствие.

Упражнения в пении, движении по инициативе детей становятся как бы продолжением логоритмического занятия. Которое помогает в работе над формирование певческих и двигательных навыков, в работе по развитию творческих способностей детей.

Что входит в самостоятельную музыкальную деятельность детей?

Упражнения в пении, танцах, хороводах ( дети сами организуют их, поют, танцуют, учат друг друга, проводят соревнования).

Музыкально-дидактические игры (проводятся по инициативе детей).

Игра на детских музыкальных инструментах.

«Музыкальные занятия», организованные детьми ( дома и в детском саду).

Игры с пением, игры-потешки, игры со словом, проводимые по инициативе детей на прогулке и в группе.

Концерты, организованные детьми.

Мне как музыкальному руководителю и воспитателю важно заметить инициативу детей, поддержать её, поощрить, нацелить и других детей на использование песен, танцев, игр в самостоятельной музыкальной деятельности . Для этого иногда бывает достаточно внести какие-то игрушки, пособия, атрибуты, а то и самому педагогу принять участие, например, в «музыкальном занятии» организованном детьми в группе, на равных вместе с ними.

Музыка в повседневной жизни.

Интересная, разнообразная по характеру музыка, звучащая не только на логоритмическом занятии, но и в другое время в разных уголках детского сада, обогащает жизнь детей, приносит им радость, создаёт хорошее настроение. Подчас правильно подобранная музыка или песня даёт хороший коррегирующий эффект. Воспитателю, логопеду, воспитателю по физическоф культуре разумное использование музыки поможет сделать работу более интересной и эффективной.

Когда может быть использована в повседневной жизни детей в логопедическом детском саду?

На утренней гимнастике и физкультурных занятиях (воспитатель по физической культуре или воспитатель группы может использовать записи марш, музыка для бега, поскоков, прыжков, или сам спеть вместе с детьми бодрую маршевую песню, использовать игру с пением и провести аэробику под музыку).

На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим , по изобразительной деятельности и по математике, например, в виде небольшой физкультминутке под «Песню про зарядку» (муз. В. Витлина) или «Вот как мы умеем» ( муз. Е.Тиличеевой) . Очень оживит занятие по ознакомлению с окружающим по теме «Весна», «Зима», «Осень» муз. П.И. Чайковского или А.Вивальди из циклов»Времена года» ( в записи). Она затронет чувства детей и поможет воспринять предлагаемый на занятии материал более полно.

На занятиях по изобразительной деятельности музыку можно использовать и как фон во время работы детей для создания благоприятной обстановки, атмосферы в группе, и как музыкальную иллюстрацию, например, при работе над пейзажем.

3. На занятиях с логопедом, групповых и индивидуальных. Например, при работе по формированию фонетико-фонематического слуха на первом занятии можно использовать музыкально-дидактическую игру «На каком инструменте играю?» или игру с пением «Угадай, кто позвал»

В работе над дыханием целесообразно использовать игру на триоле или другом детском духовом инструменте; Мелкую моторику хорошо развивать под игру на металлофоне, колокольчиках, палочках, погремушках. В группах для заикающихся детей широко используется пропевание гласных звуков с движением руки, протягивание фраз от более коротких к боле длинным, протягивание предложений. Правильно подобранная и тихо звучащая музыка помогает детям лучше расслабиться во время релаксации.

4. Интересно может пройти прогулка, если воспитатель использует игру с пением, словом или хоровод наряду с подвижными играми или создаст условия для проведения самостоятельной музыкальной деятельности. Например, если группа детей захочет устроить концерт, необходимо вынести атрибуты на улицу, помочь, по просьбе детей, в решении организационных вопросов, а возможно, и самому принять участие в этом концерте.

Во второй половине дня по инициативе музыкального руководителя, воспитателя могут быть проведены музыкально-дидактические игры, игры с пением, словом, а также индивидуальная работа над развитием навыков по всем видам музыкальной деятельности.






























Диагностика уровневой оценки музыкального развития

детей старшего дошкольного возраста (по С. Мерзляковой)






Сентябрь 2020 года









Май 2021 года



























ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Практика проведения логоритмических занятий в системе музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждении на протяжении двух лет позволило достичь следующих результатов: Освоение закономерностей музыкальной культуры и музыкального развития ребёнка на логоритмических занятиях, обогащению музыкальными впечатлениями, формированию музыкального вкуса.

Увеличение активности, любознательности, инициативности и самостоятельности детей, развитие языковой и коммуникативной способности и формирование интеграционных связей между ними, увеличение количества творческих действий в процессе двигательной и музыкально-ритмической деятельности.

Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой , дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной и других систем.

Логоритмические занятия позволяют исправить речевые недостатки: невнятное произношение, проглатывание окончания слов. особенно твёрдых. Происходит развитие фонематического восприятия и фонематических представлений, расширение лексического словаря, и слухового внимания и зрительной памяти; общей и мелкой моторики; чёткой координации движений во взаимосвязи с речью, мелодико-интонационных и просадических компонентов.

Логоритмические занятия благотворно сказываются на развитии музыкальных способностей и певческих навыков у детей. поскольку развивают чувство ритма, интонационный слух, координацию между слухом и голосом , а также развивают внимание, память, мышление, фантазию, воображение, т.е. решается комплекс задач.

























Список литературы



Микляева, Н. В. Фонетическая и логопедическая ритмикав детском саду [Текст] : учебное пособие / Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Ю. Н. Родионова. – М. : «Айрис Пресс », 2005. – 195 с.

Щербакова, Н.А. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи [Текст] : учебное пособие / Н. А. Щербакова. – С-Петербург : Гном, 2006. – 206 с.

Волкова, Г. А. Воспитательная система ДОУ [Текст] : практическое пособие / Г. А. Волкова, Н. Б. Соколова. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 92 с.

Ввозная, В. И. Организация музыкальной работы в ДОУ [Текст] : методическое пособие / В.И. Ввозная, И. Т. Коновалова. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 76 с.

Лукина, Л.И. Работа с детьми-логопатами [Текст] : практическое пособие / Л. И. Лукина. – М. : ТЦ «Сфера», 2004. – 105 с.

Оверчук, Т. И. Качество дошкольного образования [Текст] : учебное пособие / Т.И. Оверчук. – М. : Просвещение, 2005. – 121 с.





 

Вложения

  • Мет. рекомендации. Логоритмика.doc
    212.5 KB · Просмотры: 6
  • Рецензия.jpg
    Рецензия.jpg
    474.3 KB · Просмотры: 402
Похожие темы История
Татьяна Фёдоровна 147
Татьяна Фёдоровна 172
Татьяна Фёдоровна 111
М 182
Алина Дмитриевна 322
Татьяна Юрьевна 353
Тамара Леонидовна 930
Алёна Ивановна 261
Алина Дмитриевна 998
Алина Дмитриевна 363

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу