Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Русские народные песни. Переложение для фортепиано.Прохорова

Татьяна Юрьевна

Татьяна Юрьевна

Member
20 Июн 2022
654
4
Русские народные песни. Переложение для фортепиано
Автор: Н. Прохорова
Год: 2008
Издательство: Композитор


Предлагаемый сборник состоит из переложений русских народных песен, сделанных в разные периоды развития фортепианного искусства в России.
Фортепианные пьески, в основу которых положены мелодии русских песен, создавались с конца XVIII века. Они были небольшими по объему и несложными по фактуре. Поддерживающие мелодию звуки басовой партии выписывались по западноевропейским правилам гармонии, а широкая распевная мелодия искусственно укладывалась в 8-тактовое музыкальное предложение с обязательным кадансовым заключением.
Композиторы XIX века, стремясь выявить из самой песни подходящее для нее сопровождение, сделали попытку освободить песенный мелос от гомофонно-гармонической зависимости: принцип аккордового голосоведения заменить свойственной русской песне подголосочной полифонией; найти подходящие к ним ладовые структуры.
В XX веке среди фортепианных обработок русских народных песен можно найти образцы самых неожиданных находок в гармонизации и фактуре изложения.
И, конечно же, любая фортепианная миниатюра, написанная на мелодию русской народной песни, в каком бы стиле не была сделана обработка: в классическом, романтико-реалистическом или стиле "модерн", — ценна тем, что сохраняет самое главное — мелодию русской народной песни и тем самым доносит ее до последующих поколений истинных любителей русского фольклора.


СОДЕРЖАНИЕ:

1. Кума. Обработка Ан. Александрова
2. Ой, был, да не стало. Обработка А. Дроздова
3. Я малым мала. Обработка А. Гедике
4. Ой, не вечор-то ли, не вечор. Обработка Ю. Слонова
5. Не велят Маше за реченьку ходить. Обработка А. Глазунова..
6. Сережа-пастушок. Обработка Ан. Александрова
7. Катенька веселая. Обработка А. Эшпая
8. Заплетися, плетень. Обработка Н. Римского-Корсакова
9. Ай, во поле липенька. Обработка Н. Римского-Корсакова
10. На море утушка. Обработка И. Берковича
11. Эй, ухнем! Обработка Д. Хиля
12. Ничто в полюшке не колышется. Обработка Б. Шеломова
13. Маленький мальчишечка. Обработка Ан. Александрова
14. Хорошо тому на свете жить. Обработка Ан. Александрова
15. Поморская этушная. Обработка Б. Шеломова
16. Зашумела лещинонька. Обработка Н. Леонтовича
17. Овсень-коляда. Обработка Д. Хиля
18. В темном лесе. Обработка Б. Шеломова
19. Высоко соколичек... Обработка И. Воробьева
20. Ой ты, вёснушка-весна. Обработка Б. Можжевелова
21. Катись, яблочко. Обработка О. Коловского
22. Пудожская рекрутская. Обработка Б. Шеломова
23. Плывет челн. Обработка Н. Лысенко
24. Ой да ты, яблонька. Заонежская. Обработка Б. Шеломова
25. Как по морю. Новгородская песня. Обработка В. Панченко
26. Что-то звон... Обработка И. Воробьева
27. Пудожские попевки. "Полевые" частушки. Обработка Б. Шеломова
28. Вставай, солнцу. Пудожская величальная. Обработка Б. Шеломова
29. У ворот, ворот. Обработка А. Холминова
30. В хороводе девушки по лужочку. Заонежская. Обработка Б. Шеломова
31. Липа вековая. Обработка И. Ильина
32. Ты, рябинушка. Поморская песня. Обработка В. Панченко
33. Ай, на горе дуб, дуб. Обработка А. Гречанинова
34. Нет хуже горькой доли сиротинушки. Обработка Н. Лысенко
35. Я пойду, млада, во сыры луга. Заонежская. Обработка Б. Шеломова
36. Летала голубка. Обработка В. Панченко
37. Во лузях. Обработка Б. Шеломова
38. На Иванушке чапан. Свадебная шуточная. Обработка Д. Кабалевского
39. Что же ты, соловьюшко. Обработка Д. Кабалевского...


Скачать

При соединении звуков, если есть выбор, нужно стремиться не использовать дважды один палец на две разные ноты, выполняющего нажатие разных клапанов, за исключением указательного пальца левой руки при соединении широких интервалов с использованием клапана “х”.

От составителя

Фортепиано приобретает большую популярность в России с второй половины ХУШ столетия.
Музыкальная культура того времени развивается под влиянием народного творчества. Народные мотивы присутствуют в светской танцевально-инструментальной музыке, народная песня ложится в основу развития русской национальной оперы, народное творчество — фольклор, — наряду с европейской музыкой, является предметом неизменного интереса в среде русских любителей музыки. Широко распространяется такой вид деятельности, как собирательство народных песен. Один за другим выходят сборники В. Трутовского, И. Прача, Д. Кашина и др. Песни предлагались в обработке для голоса с аккомпанементом фортепиано, использовались как темы для фортепианных вариаций, а также ложились в основу самостоятельных фортепианных пьес. Песня теперь не только пелась, но и исполнялась на фортепиано как инструментальное произведение. Это оказывало определенное влияние на развитие пианистической культуры в России. Показательно и то, что обработки народных песен служили фундаментом педагогического репертуара в большинстве издаваемых фортепианных школ и хрестоматий. На песенном материале была создана, например, «Детская фортепианная хрестоматия для начинающих»,
автором которой был А. Дюбюк.
В ХIХ столетии не ослабевает интерес и любовь передовых русских музыкантов к народному творчеству. Выходят сборники русских народных песен М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова, А. Лядова, обработки для фортепиано народных песен П. Чайковского, А. Гречанинова. Стремление к популяризации народных песен средствами фортепиано накладывает отпечаток на стиль русского пианистического искусства. Он формировался под влиянием вокального музицирования, столь распространенного в широких кругах русского общества, и во многом песня определяла средства художественной выразительности: «пение на фортепиано» стало отличительной чертой русского фортепианного исполнительства.

Музыканты ХХ века сохраняют эти традиции до наших дней. Современная фортепианная педагоги-
ка стремится связать задачи обучения с развитием у учащихся любви к народной музыке.

Н. И. Прохорова

©Н. И. Прохорова, составление, 2008
Гос № 4736 © Издательство «Композитор * Санкт-Петербург», 2008
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу