Светлана Валерьевна
Member
- 14 Июл 2022
- 397
- 4
Название: Воспитание музыкального мышления одаренных детей. Из опыта работы ССМШ и музыкального лицея при Новосибирской консерватории.
Автор: Панкова О., Гвоздева О.
скачать
Издательство: Учебно-методический центр комитета по культуре администрации Новосибирский области, г. Новосибирск
Год издания: 1993
В результате многолетней работы в ССМШ, а также занятий с учениками Музыкального лицея Новосибирской консерватории, у нас сложилась определенная методика преподавания игры на фортепиано, которая помогает быстрому продвижению детей в овладении инструментом и позволяет им воспринять интонационно-художественную природу музыки.
Проецируя на методику преподавания фортепиано учение В. Асафьева о музыкальной интонации и опираясь на психологию слушательского восприятия, которая исследуется в трудах Е. Назайкинского и В. Медушевского, мы заняты проблемой всестороннего развития музыкального слуха детей.
скачать
В результате многолетней работы в ССЫШ, а также занятий с учениками Музыкального лицея Новосибирской консерватории, У нас сложилась определенная методика преподавания игры на фортепиано, которая помогает быстрому продвижению детей в овладении инструментом и позволяет им воспринять интонационно-художественную природу музыки. Проецируя на методику преподавания фортепиано учение В, Асафьева о музыкальной интонации и опираясь на психологию слувательского восприятия, которая исследуется в трудах Е. Назайкинского и В, №дущевекого, мы заняты проблемой всестороннего развития музыкального слуха детей, Особенно важное значение имеет расширение слухового опыта ребёнка, накопление музыкадьных впечатлений, поэтому часть урока мы пюсвящаем едушанию мувыки в исполнении педагога. 0еновываясь на классике, мы энакомим детей и со сложным музыкальным языком современности. Ероме того, на занятиях дети получают элементы знаний по теории музыки, гармонии и анализу музыкальных форм, которые помогают осмысленному восприятию мувыки, а такие способствуют накоплению навыков траспонирования, подбора, импровизации, Важнейшей педагогической целью, помимо обучения игре на фортепиано, является овладение основами музыкального языка, которое во многом подобно процессу освоения родной речи в раннем детотве. Нашу систему развития музыкального мышления детей можно использовать не только в работе с одаренными, но и с детьми, обладающими обычными, средними данными. Отличаться будет лить конечный результат работы: в первом случае можно воспитать та- -8- лантливого исполнителя или педагога, во втором - кзалифицированного слушателя, любителя музыки.
Развитие интонационного мышления начинается с воспитания музыкального восприятия и имеет два направления:
(1>Ы учим ребёнка слышать все компоненты звучания (особенности ритма, мелодии, гармонии, тембра и т. д.) при помощи раз-
вития всестороннеге слуха; все компоненты доьки смысловым содержанием, т. е. учим слшшвть смысл музыкальной интонации.
Опыт показывает, что нельзя ограничиваться лишь развитием всех сторон слуха (высотного, темпо-ритшческого, тембро-дина-
мического, ладо-гармонического) - необходимо воспитывать умение сопереживать музыку, Ыгаькальная одаренность и определяет-
ся, в первую очередь, силой эмоцоивяльной реакции на музыку. Знаменитый швейцарский мувыювед 9. Курт понимает одаренность
как "силу полётности. <., умение развертывать нарастание и спады". это качество по его мнению помогает творческому ощущению
Форш сочинения (см. 11. с. 21). Известный русский пианист Ф. Блуменфельд считал, что слух подлинного музыканта включает
два момента: тонкое различение - переживание всех элементов звучания и "горизонтальное слышание", то есть способность ощу-
щать процессы развития музьки (см. 3, с. 101, 102). Таким образом,одарённость ученика можно выявить лишь в
процессе занятий, кроме того, при умелом руководстве способности можно в значительной степени развить.
Развитие музыкального восприятия мы осуществляем в следующей последовательности:
1)накопление на слуху у ребёнка музыкальных интонаций, которые постепенно составят его "интонационный словарь” ‘;
2)практическое овладение игрой на фортепиано, чтением с листа, начальной гармонией и импровизацией;
- направления работы можно проследить уже на началь-
ном этапе занятий, в период донотного музицирования.
ДОНОТНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ.
Перед нами пяти-шестилетний ребёнок. Он еще не знает нот,
но хорошо слышит, обладает чувством ритма, верно интонирует
(кстати, нечистое интонирование иногда бывает и при абсолютном
слухе из-за неумения владеть голосовыми связками).
С чего начать обучение? Если сразу обрушить на малыша
сложную систему нотных знаков, это может отпугнуть его, вызвав
скуку. На первом этапе ребёнок не должен испытывать больших
затруднений, нужно увлечь его стихией музыки и учить без нот.
Донотный период обучения можно сравнить с современной ме-
тодикой преподавания иностранны,; языков: сначала разговорная
практика, потом - грамматика
^Наши занятия в ^донотный период делится на две части:
(7)^роигрывание детям произведений различных стилей, эпох,
жанров, национальных школ ("Нотная тетрадь" А. М. Бах, "Альбом
для юношества" Шумана, "Детский альбом" Чайковского, "Детская
музыка" Прокофьева. "Детям" Бартока, Детские альбомы Свиридова
и Э. Денисова, "Музыкальные игрушки” С. Губайдулиной и просто
отрывки из "взрослой" музыки);
/21исполшенке попеаок с подтекстовкой., подбор по олуху.
' выражение Б. Асафьева (2). траепонирование, сочинение своих попевок и совместное музици-
рование.
Первые самостоятельные опыты ребенка должны быть основаны
на простых мелодиях, однако следует выбирать наиболее вырази-
тельные по интонации.
Для объяснения смысла интонации ребёнку, рекомендуем педа-
гогу обратиться к классификации типов инто'наций по их содержа-
нию К Медушевского и ЕХолоповой (19, с, 27). Они делятся на
четыре большие группы:
1) предметно-изобразительные интонации;
2) эмоционально-экспрессивные интонации;
3) жанровые интонации;
4) стилевые интонации.
Кроме того, В. Холопова дополняет эту классификации интона-
циями различных средств музыкальной выразительности ладовой,
ритмической, тембровой и другими.
Мы объясняем ребёнку смысл интонации, используя навыки его
жизненного опыта: пространственно-двигательные, зрительные,
речевые, эмоциональные. Например, при исполнении следующих по-
певок предметно-изобразительного характера пп^кшпиддтся пвигя-
тельные навыки и зрительные представления р^Ц1” ‘ ПР М1?—
Эмоционально-экспрессивные интонации,которые мы предлагаем
в простых попевках, чаще всего связаны с особенностью лада
(пр. N2).
Интересную полевку предлагает Т. Николаева (пр.
Движение вверх и вниз по хроматической гамме передает тре-
вожное дуновение ветра, так что эта попевка содержит и эмоцио-
нальную, и изобразительную интонации. Знакомство с мажорной
гаммой тоже может произойти в попевке (пр.
скачать
Автор: Панкова О., Гвоздева О.
скачать
Издательство: Учебно-методический центр комитета по культуре администрации Новосибирский области, г. Новосибирск
Год издания: 1993
В результате многолетней работы в ССМШ, а также занятий с учениками Музыкального лицея Новосибирской консерватории, у нас сложилась определенная методика преподавания игры на фортепиано, которая помогает быстрому продвижению детей в овладении инструментом и позволяет им воспринять интонационно-художественную природу музыки.
Проецируя на методику преподавания фортепиано учение В. Асафьева о музыкальной интонации и опираясь на психологию слушательского восприятия, которая исследуется в трудах Е. Назайкинского и В. Медушевского, мы заняты проблемой всестороннего развития музыкального слуха детей.
скачать
В результате многолетней работы в ССЫШ, а также занятий с учениками Музыкального лицея Новосибирской консерватории, У нас сложилась определенная методика преподавания игры на фортепиано, которая помогает быстрому продвижению детей в овладении инструментом и позволяет им воспринять интонационно-художественную природу музыки. Проецируя на методику преподавания фортепиано учение В, Асафьева о музыкальной интонации и опираясь на психологию слувательского восприятия, которая исследуется в трудах Е. Назайкинского и В, №дущевекого, мы заняты проблемой всестороннего развития музыкального слуха детей, Особенно важное значение имеет расширение слухового опыта ребёнка, накопление музыкадьных впечатлений, поэтому часть урока мы пюсвящаем едушанию мувыки в исполнении педагога. 0еновываясь на классике, мы энакомим детей и со сложным музыкальным языком современности. Ероме того, на занятиях дети получают элементы знаний по теории музыки, гармонии и анализу музыкальных форм, которые помогают осмысленному восприятию мувыки, а такие способствуют накоплению навыков траспонирования, подбора, импровизации, Важнейшей педагогической целью, помимо обучения игре на фортепиано, является овладение основами музыкального языка, которое во многом подобно процессу освоения родной речи в раннем детотве. Нашу систему развития музыкального мышления детей можно использовать не только в работе с одаренными, но и с детьми, обладающими обычными, средними данными. Отличаться будет лить конечный результат работы: в первом случае можно воспитать та- -8- лантливого исполнителя или педагога, во втором - кзалифицированного слушателя, любителя музыки.
Развитие интонационного мышления начинается с воспитания музыкального восприятия и имеет два направления:
(1>Ы учим ребёнка слышать все компоненты звучания (особенности ритма, мелодии, гармонии, тембра и т. д.) при помощи раз-
вития всестороннеге слуха; все компоненты доьки смысловым содержанием, т. е. учим слшшвть смысл музыкальной интонации.
Опыт показывает, что нельзя ограничиваться лишь развитием всех сторон слуха (высотного, темпо-ритшческого, тембро-дина-
мического, ладо-гармонического) - необходимо воспитывать умение сопереживать музыку, Ыгаькальная одаренность и определяет-
ся, в первую очередь, силой эмоцоивяльной реакции на музыку. Знаменитый швейцарский мувыювед 9. Курт понимает одаренность
как "силу полётности. <., умение развертывать нарастание и спады". это качество по его мнению помогает творческому ощущению
Форш сочинения (см. 11. с. 21). Известный русский пианист Ф. Блуменфельд считал, что слух подлинного музыканта включает
два момента: тонкое различение - переживание всех элементов звучания и "горизонтальное слышание", то есть способность ощу-
щать процессы развития музьки (см. 3, с. 101, 102). Таким образом,одарённость ученика можно выявить лишь в
процессе занятий, кроме того, при умелом руководстве способности можно в значительной степени развить.
Развитие музыкального восприятия мы осуществляем в следующей последовательности:
1)накопление на слуху у ребёнка музыкальных интонаций, которые постепенно составят его "интонационный словарь” ‘;
2)практическое овладение игрой на фортепиано, чтением с листа, начальной гармонией и импровизацией;
- направления работы можно проследить уже на началь-
ном этапе занятий, в период донотного музицирования.
ДОНОТНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ.
Перед нами пяти-шестилетний ребёнок. Он еще не знает нот,
но хорошо слышит, обладает чувством ритма, верно интонирует
(кстати, нечистое интонирование иногда бывает и при абсолютном
слухе из-за неумения владеть голосовыми связками).
С чего начать обучение? Если сразу обрушить на малыша
сложную систему нотных знаков, это может отпугнуть его, вызвав
скуку. На первом этапе ребёнок не должен испытывать больших
затруднений, нужно увлечь его стихией музыки и учить без нот.
Донотный период обучения можно сравнить с современной ме-
тодикой преподавания иностранны,; языков: сначала разговорная
практика, потом - грамматика
^Наши занятия в ^донотный период делится на две части:
(7)^роигрывание детям произведений различных стилей, эпох,
жанров, национальных школ ("Нотная тетрадь" А. М. Бах, "Альбом
для юношества" Шумана, "Детский альбом" Чайковского, "Детская
музыка" Прокофьева. "Детям" Бартока, Детские альбомы Свиридова
и Э. Денисова, "Музыкальные игрушки” С. Губайдулиной и просто
отрывки из "взрослой" музыки);
/21исполшенке попеаок с подтекстовкой., подбор по олуху.
' выражение Б. Асафьева (2). траепонирование, сочинение своих попевок и совместное музици-
рование.
Первые самостоятельные опыты ребенка должны быть основаны
на простых мелодиях, однако следует выбирать наиболее вырази-
тельные по интонации.
Для объяснения смысла интонации ребёнку, рекомендуем педа-
гогу обратиться к классификации типов инто'наций по их содержа-
нию К Медушевского и ЕХолоповой (19, с, 27). Они делятся на
четыре большие группы:
1) предметно-изобразительные интонации;
2) эмоционально-экспрессивные интонации;
3) жанровые интонации;
4) стилевые интонации.
Кроме того, В. Холопова дополняет эту классификации интона-
циями различных средств музыкальной выразительности ладовой,
ритмической, тембровой и другими.
Мы объясняем ребёнку смысл интонации, используя навыки его
жизненного опыта: пространственно-двигательные, зрительные,
речевые, эмоциональные. Например, при исполнении следующих по-
певок предметно-изобразительного характера пп^кшпиддтся пвигя-
тельные навыки и зрительные представления р^Ц1” ‘ ПР М1?—
Эмоционально-экспрессивные интонации,которые мы предлагаем
в простых попевках, чаще всего связаны с особенностью лада
(пр. N2).
Интересную полевку предлагает Т. Николаева (пр.
Движение вверх и вниз по хроматической гамме передает тре-
вожное дуновение ветра, так что эта попевка содержит и эмоцио-
нальную, и изобразительную интонации. Знакомство с мажорной
гаммой тоже может произойти в попевке (пр.
скачать
Последнее редактирование модератором: