Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Как у наших у ворот... Русские народные песни в детском саду. 2003 год

Алина Дмитриевна

Алина Дмитриевна

Member
16 Июл 2022
782
2

Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Как у наших у ворот... Русские народные песни в детском саду. 2003 год​

               2003



Данный сборник является приложением к программе по музыкальному воспитанию
детей дошкольного возраста «Ладушки».

В культурной жизни России наблюдается подъём интереса к народному творчеству — музыкальному, устному, прикладному.

В данном сборнике помещены народные песни для детей с вариантами различных
игровых и сюрпризных моментов. Интересная и доступная для детского понимания
информация подтолкнёт ребёнка к более осмысленному восприятию или исполнению
песен.

Большое значение авторы придают выступлениям взрослых перед детьми (не меха-
ническое заучивание, а эмоциональное слушание, подпевание и только потом самостоятельное пение).

В конце книги предлагаются планы вечеров досуга по теме «Знакомство с русской
народной песней».

Пусть наш девиз станет вашим: «Ввести ребёнка в мир музыки с радостью и
улыбкой».

© И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева, 2003
Гос № 3543 © Издательство "Композитор * Санкт-Петербург", 2003



О РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСНЯХ
Народное поэтическое и музыкальное творчество — это наследие многих поколений безвестных
народных певцов, сказителей, а также искусных мастеров-инструменталистов. Народное песенное творчество — одно из проявлений общественного сознания, и поэтому для него характерно отражение
жизни народа, его труда, борьбы, надежд на лучшее
будущее.
Народно-песенное искусство возникло еще при
первобьггно-общинном строе. Издавна музыкально-
поэтические произведения распространялись изустным
путём, переходя от одного певца к другому, из поколения в поколение, из одной местности в другую.
На много тысячелетий раньше, чем появились
первые признаки письменности, древние народы
имели уже свои песни и пляски, поверья и сказки.
Устные рассказы, бывальщины, пословицы, загадки,
поговорки, заговоры, трудовые припевки, заклички
стихийных сил природы сопровождали труд и быт
первобытных охотников и земледельцев. Из этого
источника развились дошедшие до нас древнейшие
мифологические сказания, сказки, разнообразные
виды песен. В XVIII веке в России с ростом грамотности городского населения получили распространение рукописные тетради и альбомы с записями на-
родных песен. Сыграли роль в деле популяризации
народной поэзии и песенной культуры лубочные
издания сказок и сборников песен, так называемых
«песенников», которые систематически выпускались
с конца XVIII века и большей частью составлялись
из народных песенных текстов. К этому же времени
относятся и первые нотные сборники народных русских песен с напевами.
Одна из характерных особенностей народного
искусства — многовариантность: распространение
отдельных произведений народного искусства в разнообразных словесно-поэтических и мелодических
вариантах. Передаваясь из поколения в поколение,
распространяясь на большой территории на протяжении десятилетий и даже столетий, поэтические
и музыкальные произведения народного искусства
в той или иной мере всегда меняют свой первоначальный облик. Каждая песня имела когда-то своего создателя, имя которого затерялось в глубине веков. И в конечном итоге всякая старинная песня
представляет собой результат длительной творческой работы многих народных певцов, а многообразие местных певческих традиций определило мелодические варианты народных песен.
Русская народная песенная культура включает
в себя календарные песни годового земледельческого круга, семейно-бытовые (колыбельные, свадебные), эпические, исторические, лирические песни,
а также хороводные, вечёрошные, плясовые, шуточные и гостевые песни.
Из всего многообразия русских народных песен
в фольклорный репертуар детей дошкольного возраста органично вписываются календарные, хороводные, плясовые, шуточные песни, отражающие жизнерадостное мироощущение и неиссякаемый оптимизм.
Центральная тема календарных песен — земледельческий труд, а также те явления природы, от которых зависели результаты этого труда. Тема труда
входит также в величальные, весенние хороводные,
игровые, лирические песни и в обрядовые заклички
(«Посеяли девки лен», «А мы просо сеяли», «Дождик», «Земелюшка-чернозём», «Во кузнице», «Тетушка-деленка»),
В отличие от календарных, семейно-бытовые
песни не имели приуроченности к определенным
датам. Это были родинные и крестильные песни
(исполнялись по случаю появления на свет нового
члена семьи), колыбельные, а также свадебные песни и похоронные плачи и причитания.
Любимы народом различные виды скорых песен:
плясовые, хороводные, шуточные. Они часто сопровождались движением, пляской, хороводным шествием, игрой, разыгрыванием содержания песни в лицах.
Русский хоровод — это своего рода гулянье на
открытом воздухе с пением, инструментальной музыкой, с различными видами народной хореографии
или же театрализованным действием. Хороводы водили на протяжении почти всего тёплого времени
года, а по большим праздникам даже зимой.
Хороводная песня-игра — массовый жанр, и в
первую очередь молодёжный. В одних областях хороводы водила только холостая молодёжь и недавно
поженившиеся молодые пары. В других местностях
в хороводах принимали участие и старшие возрастные группы. Ведущая роль в драматизированном разыгрывании песен в основном принадлежала молодёжи. Хороводы были для молодых как бы «школой
хороших манер». В них вырабатывалась высокая
культура движения, красивого жеста, плавной посту-
пи, умения держать себя на людях, кланяться, приветствовать друг друга.
По характеру движения хороводы можно разделить на две основные группы: хороводы-игры (круговые и некруговые) и хороводы-шествия (иногда с
элементами пляски).
Круговые хороводы сопровождались драматизированным разыгрыванием сюжета песни. В центре
неподвижного круга один, два или несколько солистов-актеров представляли песню в лицах. Иногда
хороводная игра была своеобразным действом без
слов, разыгрываемым с помощью жестикуляции и
мимики при хоровом исполнении песни («Как на
тоненький ледок»),
К хороводам-играм примыкают некоторые некру-
говые формы с разделением участников на два хора
(обычно парней и девушек) и движением «стенка на
стенку» («А мы просто сеяли», «Бояре»),
В хороводах-шествиях движение разнообразно:
ходьба рядами, «гуськом», «цепью», «змейкой», прохождение «через воротца». Обычно хоровод-шествие возглавлялся особой хороводницей, лучшей запевалой и затейницей, которая вела хороводную
цепь замысловатыми зигзагами, красивыми извивами («Заплетися, плетень», «Милый мой хоровод»).
В текстах хороводных лирических песен большую роль играют образы родной природы: кудрявой
берёзоньки, травушки-муравушки. Наиболее ярким
примером является песня «Во поле берёза стояла».
У этой песни большая и славная история. С незапамятных времён «Во поле берёза стояла» была непременной участницей девичьих хороводов. По весне,
когда зеленью одевались леса и луга, в праздничный
день народ выходил на гулянье, а от толпы отделялись девушки-певуньи и, взявшись за руки, заводи-
ли хороводы, и звучали тогда хороводные песни, и
среди них — ласковая и весёлая «Во поле берёза
стояла».
Но не только у деревенских околиц в народных
хороводах пели про берёзоньку. Напев песни подхватили и в городах. Нередко можно было услышать на
улицах Москвы и Петербурга, как через раскрытые
окна неслась мелодия этой песни, которую играли на
старинных клавикордах или на скрипке.
Большая группа — шуточные и сатирические
хороводные песни. Для них характерен оживлённый
темп, комически преувеличенная жестикуляция, традиционная припляска, озорная выходка, лукавый
юмор («Ой, утушка моя луговая», «Из-под дуба, из-
под вяза»). Шуточные песни не составляют в творчестве русского народа особого жанра. Шуточная
тематика характерна для самых разных видов песенного творчества: для колыбельных, баек, многих
календарных песен (колядки, масленичные, весенние игровые), для хороводных, плясовых и пр.
К шуточным песням принадлежат также детские
песни-прибаутки, «дразнилки», «считалки», «молчанки», традиционные «небылицы», «небывальщины», побасёнки и песни, действующими лицами которых являются животные, птицы, насекомые.
Проникнутые лукавым юмором, добродушной
усмешкой, шуточные песни по своему содержанию
и образам тесно связаны с повседневной жизнью и
трудовой деятельностью.
Плясовые песни — это весёлые песни быстрого
темпа, исполняемые под пляску. В народных плясках воплощён идеальный образ человека. Так, например, мужество, смелость, удальство, ловкость,
собственное достоинство — черты мужчин в молодецких плясках. В старину существовало различие
между плавными девичьими и женскими плясками,
с одной стороны, и молодецкими мужскими —
с другой. Традиционная русская женская пляска,
степенная, строгая, сдержанная, заключалась в плавном скольжении на мелком шаге, иногда с припрыжкой на месте. Использовались и мерные «дроби». В пляске женщина «плывёт лебёдушкой», чуть
заметно переступая с ноги на ногу. Исключительно
выразительная пластика рук подчёркивает грациозную женственность танцующей. Плавной и сдержанной женской пляске можно противопоставить
подвижную, стремительную, удалую мужскую пляску с подскоком и вприсядку, с резкими и сильными
телодвижениями, виртуозной техникой ног. В плясовых песнях преобладает шуточная тематика, иногда
любовная, они приближаются к частушке.
Со второй половины XIX века одним из ведущих
народно-песенных жанров как в городе, так и в деревне становится частушка. Частушки — однострофные лирические, шуточные и сатирические
песенки. Каждая представляет собой задорную
«дразнилку». Ей свойственны злободневность тематики, афористичность, неожиданность метафор и
рифм, напевно-речитативный тип мелодики, импровизация. Название «частушки» не единственное, наряду с ним в народном быту встречаются и другие
наименования: «мелкие песни», «коротуппси», «скоморошные», «припевки». Характерной чертой частушек является обособленность напева и текста. На
отдельные частушечные напевы поются различные
по содержанию тексты. При этом каждой местности свойственны свои излюбленные напевы; по месту происхождения они называются «волжские», «саратовские», «уральские», «рязаночгси», «бряночки».
Лирической разновидностью частушек являются
страдания. Их тематика исключительно любовная —
встречи, расставания, измены и т. д. Истоки страданий восходят к крестьянской протяжной песне и
городскому бытовому романсу. По форме, так же
как и частушка, это однострофная песня с различным количеством стихов. Исполняются страдания в
медленном темпе и напевно-речитативной манере.
Русский фольклор включает и рекрутские песни.
Они напоминают причитания и по своему характеру близки к похоронным, так как отражают тяжесть
воинской службы, которая в старое время продолжалась всю жизнь, а позднее, начиная с ХУШ века,
длилась 25 лет. Проводы в солдаты, или в рекруты,
означали почти проводы в могилу, ибо служба отличалась чрезвычайно тяжёлыми условиями, а солдаты подвергались самым унизительным и жестоким
наказаниям.
Фольклор занимает большое место в жизни до-
школьников. Приобщая детей к русской народно-
традиционной культуре, воспитатели знакомят их с
разными видами фольклора: с народными песнями,
с народными играми, обрядами.
В этом сборнике предлагается интересный и доступный для детей материал, который может быть
по-разному обыгран и включен в вечер досуга или
праздник. Предусматривается активное участие
взрослых: это могут быть воспитатели и родители,
которые организуют игры, заводят хороводы, инсценируют песни, поют частушки, готовят сюрпризные
моменты. Это даёт возможность не заучивать с деть-
ми все песни, но в то же время делать их активны-
ми участниками праздничного действия.
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →
Похожие темы История
Алина Дмитриевна 474
Алина Дмитриевна 562
Алина Дмитриевна 370
Алина Дмитриевна 1K
Алина Дмитриевна 657
Алина Дмитриевна 2K
Алина Дмитриевна 586
Алина Дмитриевна 381
Алина Дмитриевна 339
Светлана Валерьевна 365

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу